Выездная налоговая проверка

Тема в разделе "Общие вопросы о праве и бухгалтерском учёте", создана пользователем Mod.Ch., 2 авг 2016.

  1. Mod.Ch.

    Mod.Ch. попить вынеси

    Регистрация:
    6 дек 2013
    Сообщения:
    23.383
    Симпатии:
    31.061
    Адрес:
    Москва
    Выездная налоговая проверка
    В прошлой статье я постарался кратко, но ёмко рассказать о камеральной налоговой проверке. Но коль уж затронул тему камеральной проверки, значит придется рассказать и о выездной.
    Выездная налоговая проверка относится к одному из средств налогового контроля, цели у камеральной и выездной проверок одинаковые - "контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах".

    Фискальный Малюта Скуратов

    Конечно же, у выездной проверки есть ряд отличий от камеральной, хотя уже некоторое время и при камеральной проверке инспекторы выезжают для осмотра территории и помещений налогоплательщика.
    Выездная налоговая проверка (ВНП) осуществляется на основании приказа руководителя территориального органа налоговой инспекции или его заместителя. Как правило, речь идёт о плане проверок, утверждаемых руководителем, в который и включаются налогоплательщики. В качестве предмета проверке могут выступать как отдельные налоги, так и несколько. На практике налогоплательщиков проверяют обычно по всем налогам, устраивая "большую стирку".

    Совершенно отдельную тему составляет гадание на кофейной гуще - попадет ли компания/ИП под проверку? Определенные критерии, конечно же, за долгие годы сложились, однако никто не может быть от проверки застрахован. Разве что компании, годами сдающие "нулёвки", да и к тем в последнее время пристают - почему нулевые-то?
    Особенно вопрос о потенциальной ВНП волнует в той стадии "налоговой оптимизации", когда остается уже только отправить компанию на последнюю стоянку. Естественно, ВНП будет совсем не кстати.

    По данным самой ФНС за 2015 год, каждая пятая выездная проверка осуществляется с привлечением сотрудников МВД. Господа полицейские, как следует из официальной статистики, очень положительно влияют на результаты ВНП: растут удои, налогов доначисляют в 2 раза больше, и примерно во столько же раз больше налогов уплачивают после проверки. В общем, очевидная духовная связь с 90-ми и вооруженными рейдами налоговой полиции.

    Привлечение сотрудников МВД к выездной проверке обусловлено не только страхом предпринимателей перед потенциальным уголовным преследованием: сотрудники МВД могут использовать меры оперативно-розыскной деятельности, что очень кстати в ряде случаев. Например, когда речь идёт о каких-нибудь многомиллионных вычетах НДС. Да, предпринимателей часто заносит с вычетами, злоупотребляют. Не зря глава СКР, Бастрыкин, еще в 2012 году призывал покончить со злоупотреблениями правами, установленными налоговым законодательством.

    Как это происходит?

    Как бы легкомысленно это ни звучало, но по-разному.

    В пункте 1 статьи 89 НК РФ указано, что проверка осуществляется с выездом на территорию налогоплательщика, но если это невозможно, то проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа. В действительности всё зависит от того, насколько это "всё" плохо/терпимо складывается. По копеечным проблемам никто не будет привлекать сотрудников полиции, а если запахнет жареным вычетом НДС на миллионы рублей, то могут и осмотреть (ст. 92, пункт 13 ст. 89 НК РФ), и понюхать (ст. 95 НК РФ).

    Средства, которые налоговые органы могут применять для своих мероприятий, указаны в14 главе НК РФ.
    Проверка может выражаться в том, что у налогоплательщика запросят документы, которые в виде копий необходимо представить в инспекцию в течение десяти дней с даты получения соответствующего требования (пункт 2 статьи 93 НК РФ). Часто объемы документации таковы, что за то реальное время, когда предприниматель узнал о требовании, изготовить копии невозможно, и потому следует немедленно просить дать дополнительное время, что позволяет пункт 3 статьи 93 НК РФ.

    Не стоит путать истребование документов (ст. 93 НК РФ) и право проверяющих ознакомиться с оригиналами на территории налогоплательщика (пункт 12 статьи 89 НК РФ) - это разные вещи. А еще есть и выемка. Тоже отдельный разговор.
    В судебной практике я встречал случай, когда предприниматель перепутал истребование с ознакомлением и получил штраф в размере 2 000 рублей. Он отказал проверяющим в осмотре, так как решил, что те хотят получить копии немедленно.

    Что проверяют и как долго?

    Налоговое законодательство позволяет в ходе ВНП проверять как отдельные налоги, так и все. Обычно, как уже было выше сказано, проверяют все. Причем объектами проверок может стать как налогоплательщик (и ИП в том числе), так и его обособленное подразделение.
    Главная цель проверки - это не, как указано в НК, "контроль за соблюдением", а доначисление налогов. Практически у всех предпринимателей есть скелет (скелетик) в шкафу. Учитывая врожденную греховность предпринимателя, налоговые органы с увлечением пытаются отыскать что-нибудь для своей продразвёрстки.

    Итак, налоговые органы проверяют налогоплательщика, точнее его деятельность в пределах трех лет. Проверять они могут налогоплательщика не больше двух месяцев. Однако ВНП может приостанавливаться на основании решения руководителя (его заместителя) территориального органа. Например, если для целей проверки необходимо запросить документ из органа власти другой страны. Такая приостановка может длиться до шести месяцев, да еще и есть задел для продления приостановки - три месяца!

    Хотя пунктом 5 статьи 89 НК РФ установлен запрет на проведение повторной ВНП (если мало показалось, не все зерно нашли) по тем же налогам за тот же период, на ВНП в связи с реорганизацией и ликвидацией это не распространяется. Как говорится, можем повторить.

    Что потом?

    Потом составляют справку, в которой фиксируется предмет проверки и сроки её проведения. Она должна быть составлена в последний день проверки и вручается налогоплательщику или его представителю.
    В течение двух месяцев со дня составления справки, налоговый орган должен составить акт налоговой проверки, который суммирует результаты проверки. Акт подписывается лицом, проводившим проверку, и налогоплательщиком.
    Подробное содержание акта изложено в пункте 3 статьи 100 НК РФ.
    В течение 5 дней акт вручается налогоплательщику. С даты вручения налогоплательщик имеет возможность акт "оспорить", на это отведен один месяц. Пока речь идёт возражениях, которые должны быть представлены в соответствующий налоговый орган, с (желательно) подтверждающими документами.

    Через месяц, который был отведен на возражения, акт налоговой проверки рассматривается руководителем (его заместителем). На рассмотрение отведено 10 дней. При этом срок рассмотрения акта может быть продлен на 1 месяц.

    Помимо этого, может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий, максимальный срок которых - 1 месяц. По их итогам повторяется процедура оспаривания, когда налогоплательщик может представить возражения. Только теперь на это отводится только 10 дней.

    Налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта налоговой проверки, знакомиться с материалами.
    По результатам проверки (если не считать решение о дополнительных мероприятиях) руководитель налогового органа либо привлекает, либо не привлекает налогоплательщика к ответственности за правонарушение.

    Решение вступает в силу по истечению месяца со дня его вручения налогоплательщику. Как и в других случаях, если вручить решение лично невозможно, его направляют по почте, и датой вручения считается шестой день с даты отправки (пункт 9 статьи 101 НК РФ).

    Что важно: налоговый орган может, в случае привлечения к ответственности, принять обеспечительные меры. Для этого принимается отдельное решение, которое вступает в силу в тот же день. Обеспечительные меры принимаются в случае, например, когда ожидается уплата доначисленных налогов, но есть подозрения, что поросёнок Пётр (плохой налогоплательщик) продаст сам себе трактор (активы) компании и уедет от проблем и забот (скроется).

    Решение налогового органа о привлечении к ответственности является основанием для, как это ни удивительно, привлечения или к административной, либо к уголовной ответственности. В последнем случае материалы дела направляются в следственные органы, где те уже решают - привлекать или не привлекать нарушителя к уголовной ответственности.

    Решение, разумеется, можно обжаловать - сначала в вышестоящем органе, а затем уже в суде.

    Mod.Ch.
    regafaq.ru
     
  2. auditor

    auditor Завсегдатай

    Регистрация:
    25 янв 2014
    Сообщения:
    743
    Симпатии:
    751
    Адрес:
    Москва
    В теории все так; но на практике по-разному бывает... Прежде всего, плану ВНП на определенный период предшествует кропотливая работа: запросы в банк; пробивка контрагентов и пр.
    Инспектор должен быть на 100 % уверен, что по результатам ВНП будет доначисление в размере N млн.руб. Потому что если такого доначисления не случится, то от центрального аппарата по шапке получит руководитель инспекции, а тот в свою очередь - настучит по шапке инспектору.

    Вот и получается, что приходят "в гости" к тем, у кого точно можно, например, снять затраты на 10 млн.руб и доначислить НДС и НнП. Причем часто гости не стесняются и с порога говорят: "нам нужен результат XXX: сами покажете или поищем?.."
     
    Юрикасан, Medbrat-tm и Mod.Ch. нравится это.
  3. Mod.Ch.

    Mod.Ch. попить вынеси

    Регистрация:
    6 дек 2013
    Сообщения:
    23.383
    Симпатии:
    31.061
    Адрес:
    Москва
    А чтобы гостинцы были слаще как раз и хотят "сделать аналог финансовой гвардии, как в Италии"...
     

Поделиться этой страницей