Обзор судебной практики применения главы 4 ГК РФ

Тема в разделе "Новости о регистрации юридических лиц", создана пользователем Reg-order, 16 авг 2018.

  1. Reg-order

    Reg-order Завсегдатай

    Регистрация:
    8 фев 2016
    Сообщения:
    3.251
    Симпатии:
    4.482
    Обзор судебной практики применения главы 4 ГК РФ.

    Вот и Президиум Арбитражного суда Северо-Кавказского округа подтянулся к обзорам судебной практики. Рассматривались случаи применения законодательства о юридических лицах.


    Потребительский кооператив жил тихо, и за это был исключён из ЕГРЮЛ.

    Классическая история исключения организации из ЕГРЮЛ, как недействующей, только на этот раз ФНС исключило некоммерческую организацию, полагая, что она «мертва». Оказалось, что не совсем «мертва», просто мирно существовало и немножко работало. С исключением не согласился Председатель кооператива и начал судиться с ФНС.

    По всем правилам исключения, потребительский кооператив не имел счёта, не сдавал отчётность. В этом отношении к ФНС вопросов не возникло, однако, не учтено, что коммерческие и некоммерческие юрлица не одно и то же и критерии признания юрлица фактически прекратившим свою деятельность, в полной мере применимые к коммерческим организациям, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности (из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2011 № 26-П).

    Председатель смог показать, что проводились общие собрания членов кооператива, осуществлялась хоз. деятельность, правда без счёта, но открытие счёта является правом, а не обязанностью для кооператива (по смыслу п. 3 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Также, Председатель не смог разобраться, какую именно отчётность требуется сдавать, если, по сути, кооператив гаражный, предназначенный лишь для эксплуатации и содержания гаражей (по Уставу) и не служит для получения прибыли.

    Председатель проиграл первую и апелляционную инстанцию, и только лишь в кассации признано, что исключение ФНС произвела по формальным признакам недействующего юрлица (как обычно), не перепроверив фактически «жив» ли кооператив. А не сдача отчётности вопрос другой, из области нарушения требований налогового законодательства.

    (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2018 по делу № А32-508/2017)



    Мистическую реорганизацию присоединением отменили, но стоило ли это того?

    Было ООО «П», которое реорганизовалось, путём присоединения к ООО «А». И был у ООО «П» один участник, являющийся и директором. По завершении присоединения ООО «П» прекратило деятельность. В общем ничего не обычного.

    Проходит четыре года после реорганизации и вдруг объявляется некий Калашников, заявляя, что он, и только он участник, уже давно забытой всеми ООО «П» и никакую реорганизацию не начинал и не проводил.

    Выясняется, что Калашникова взяли за «фук», и вместо него поставили свою шашку. Эта шашка как раз и подписывала все документы по реорганизации. Естественно, реорганизация признана недействительной, и, внимание, в ЕГРЮЛ при этом ещё и внесены недостоверные сведения)
    Дальше-больше.
    Присоединение проводилось 20 к 1, т.е. банальный слив. Суд выигран 15 марта 2017 года, но толку оказалось мало. ООО «А», принявшая ООО «П», ликвидировано вследствие банкротства.

    Фокус удался.

    (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2017 по делу № А22-1323/2016)


    Право на ликвидацию ещё надо доказать.

    А всё началось с того, что ООО подало документы на завершение ликвидации и получило отказ. В отказе указывалось, что ООО имеет задолженность перед бюджетом.

    В суде истец смог доказать, что ФНС дерзит, потому что хочет:
    1. Предоставлены все требуемые документы для регистрации ликвидации;
    2. ФНС не успело провести налоговую проверку и на дату вынесения решения об отказе не имелось решения по результатам проверки, а значит, доказательств наличия у ООО задолженности нет.
    3. «Туз в рукаве» у ФНС, в виде претензий по пропуску подачи уведомления о принятии решения ликвидации не служит основанием для признания отказа законным.​

    (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2015 по делу № А32-17159/2014)


    Первым делом кредиторы.

    ООО исключили из ЕГРЮЛ как недействующую организацию. Недолго думая, единственный участник решил получить оставшееся имущество, до завершения расчётов с кредиторами, полагая, что является универсальным правопреемником общества. Но поспешил.

    Исключение ООО из реестра юрлиц не основание участнику сразу забирать что осталось. Исключение из ЕГРЮЛ недействующего ООО является специальным основанием прекращения деятельности юрлица и порядок, применяемый при добровольной ликвидации по выявлению кредиторов, не применим. При этом, участник не обжаловал решение ФНС об исключении.

    На момент исключения у ООО был кредитор, перед которым висела задолженность. Участнику указано, что до тех пор, пока долги не будут погашены, он не может претендовать имущество (п. 8 ст. 63 ГК РФ, ст. 58 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").

    (постановление Арбитражного суда кассационной инстанции Северо-Кавказского округа от 18.12.2017 по делу № А63-1925/2016)


    При присоединении можно и уступить право требования новому кредитору.

    Всё дело в передаточном акте, который, к слову, и не обязательно сдавать при регистрации реорганизации.

    Так, всё станет законно, если после подписания передаточного акта, но до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности, заключить договор цессии. В этот промежуток времени, общество, которое присоединяется, ещё обладает правоспособностью заключать и исполнять любые сделки. Участники же общества также могут совершать гражданско-правовые сделки. В гражданском законодательстве запрещающих норм на это нет.

    (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.01.2018 по делу № А53-572/2017).


    Сведения о задолженности должны включаться в ликвидационный баланс.

    Такая обязанность лежит на ликвидаторе, который ведёт ликвидацию. Отсутствие у организации имущества, для удовлетворения кредитора, не повод не включать информацию о долгах в ликвидационный баланс. А если нет средств/имущества или они недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, то прямой путь в арбитраж и банкротство.


    (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.09.2016 по делу № А32-40192/2015)



    regafaq.ru
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 20 авг 2018
    Вэл Rich, Алишер, Markus и 2 другим нравится это.
  2. zlovnaem

    zlovnaem Завсегдатай

    Регистрация:
    22 апр 2016
    Сообщения:
    1.269
    Симпатии:
    740
    Вот честно обожаю Северо- Кавказский округ... всегда с любопытством их мониторю...


    Отправлено с моего iPhone используя Tapatalk
     
  3. Мегаполис Групп

    Мегаполис Групп Пользователь

    Регистрация:
    18 авг 2017
    Сообщения:
    75
    Симпатии:
    23
    Интересная подборка
     

Поделиться этой страницей