Вопрос: Об основаниях для направления налоговым органом запросов в банк и об ответственности за их неисполнение. Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 19 ноября 2013 г. N ЕД-4-2/20793 Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее. В соответствии с п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом. Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей. Основания для направления запроса в банк указаны в Приказе ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518 "Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов", в частности, проведение у организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частой практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках). Таким образом, указание основания для направления запроса в банк так, как это прямо предусмотрено в общем виде в п. 2 ст. 86 Кодекса (проведение мероприятий налогового контроля), либо в более конкретизированной форме, так, как это предусмотрено Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518, в обоих случаях будет являться правомерным. При этом указание в запросе на то, что мероприятия налогового контроля проводятся "у клиента банка", по своей сути равнозначно указанию, что мероприятия налогового контроля проводятся "в отношении клиента банка". Направление запроса в связи с иными целями и задачами п. 2 ст. 86 Кодекса и Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@ не предусмотрено. Неисполнение такого запроса банком может явиться основанием для привлечения банка к ответственности, предусмотренной ст. 135.1 Кодекса, а также для привлечения должностных лиц банков к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимо отметить, что Кодекс не содержит правового механизма, позволяющего банку, получившему запрос налогового органа, проверять наличие достаточных оснований для его направления, а также требовать от налогового органа доказательств проведения мероприятий налогового контроля в отношении клиента банка. Этот механизм предоставлен Кодексом лицу, в отношении которого проведены мероприятия налогового контроля (его представителю), в форме исследования и заявления возражений относительно правомерности использованных налоговым органом доказательств по делу о налоговом правонарушении. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Д.В.ЕГОРОВ