Саморегулирование в России вступило в новую фазу развития. Можно сказать, в саморегулируемых организациях строительной отрасли начались позитивные эволюционные изменения. СРО начали самоорганизовываться, причем те, от кого меньше всего этого ожидали. Рынок среагировал на появившиеся и растущие перекосы, которые могли быть пагубными для саморегулирования, и сработал механизм самосохранения. Причина сложившейся ситуации банальная. Жадность отдельных СРО привела к гонке саморегулируемых организаций за увеличением количества членов, создав высокий спрос при сокращающемся предложении. Ставки юристов-поставщиков, поставляющих членов для СРО, резко скакнули вверх. Специалисты предположили, если будет неконтролируемая эскалация цен, то саморегулируемая ниша просто рухнет, приведя к банкротству сначала участников ценовой гонки, вступивших на этот скользкий путь, а потом и тех, кто стоял рядом. Их, в этом нет сомнений, зацепит цепная реакция, в итоге будет разрушена вся система, которая сегодня всех кормит. Штрафники и ни разу не попадавшие в «красный список» Ростехнадзора, а также любимые и нелюбимые чада НОСТРОя повзрослели, поумнели и решили самостоятельно сделать систему правильной. Точнее, навести порядок, осадить и поставить на место беспредельщиков, зависть и алчность которых тянет саморегулирование к краху. Ничего удивительного в этом нет, условные рефлексы у них отлично функционируют в режиме собаки Павлова: «стимул-реакция». Как сообщил Информационному порталу «Все о саморегулировании» осведомленный источник, «момент истины» наступил, когда несколько СРО перешагнули планку в 100 тысяч рублей, подняв ставку до 125-150 тысяч рублей за одну привлеченную компанию. Поскольку такую ставку другие коммерсанты не потянули, появилось беспокойство, что тариф может быть и более. Одним из первых тревогу забил фрондер и «возмутитель спокойствия» Сергей Афанасьев (НП «СтройРегион»). Без лишнего информационного шума, путем телефонного обзвона, была собрана группа лиц, чьи интересы оказались под угрозой. В первую очередь это касалось тех, кто работал по формату вознаграждения с большими комиссионными, кто конкурирует не качеством и надежностью, а ценой. На встрече предполагалось договориться войти в некий картельный сговор и установить максимальный потолок ставки за включение одной организации в СРО. «Правильные» и «неправильные» СРО собрались в московском ресторане «Лангуст», где прошла неформальная встреча представителей питерских и московских СРО, которых озаботила сложившаяся ситуация. По имеющейся у Информационного портала информации, ее инициаторами и организаторами были Дмитрий Харуцкий (СРО НП «РСА») и Сергей Афанасьев. На встрече речь шла о том, что сегодня отдельные СРО готовы заплатить юристам-посредникам за то, что они найдут, привлекут и проверят документы одного нового вступающего в Партнерство, более 100 тысяч рублей. Таким образом, строится «пирамида» в рассрочку и кредит. Таких явно коммерческих организаций, по словам источника, залезающих в компенсационный фонд своих СРО, 17 в Москве, пять в Санкт-Петербурге и Ленобласти и одна в Екатеринбурге. Первым сорганизовался Северо-Запад, точнее Санкт-Петербург и Ленинградская область, учредившие так называемую Северо-Западную Секцию Совещания. Сотоварищи, вошедшие в картель, единогласно приняли решение ограничить ставку в 60 тысяч рублей. Также было решено уведомить всех юристов, с которыми они работают, что комиссия, которая будет оплачиваться за привлеченную организацию, составит максимум 60 тысяч рублей. Также представители картеля пришли к выводу, что необходимо понижать ставку, она, дескать, необоснованно взвинчена отдельными СРО, которые запредельными выплатами развратили юридические компании. Таким образом, решить две проблемы: установить планку для первых и ограничить финансовые аппетиты вторых. Этим участники картеля предполагают уменьшить финансовую составляющую в конкурентной борьбе. Вслед за Петербургом зашевелилась и столица, где на минувшей неделе состоялось совещание по учреждению Московской секции, в котором приняли участие около 10 СРО. В ходе совещания был обсужден ряд вопросов, и по основным из них были приняты следующие решения: - с первого октября 2013 года сумма выплачиваемого вознаграждения посредникам не должна превышать 60 тысяч рублей (принято практически единогласно; к слову, возразил только один представитель, который аргументированных доказательств совещанию не представил); - создать Московскую Секцию Совещания с последующим выбором координатора (кандидатуры не обсуждались); - утвердить механизм взаимодействия между Северо-Западной и Московской секциями совещания; - утвердить механизм взаимодействия Совещания с теми, кто нарушит принятые на Совещании обязательства (возражал все тот же представитель, утверждая, что все неэффективно, однако других вариантов не представил); - при необходимости, по предложению координатора, создать необходимый денежный фонд для решения конкретной задачи (возражал все тот же представитель, предложивший создать общий денежный фонд от каждого представителя, как авансовый платеж за соблюдение принятых Совещанием решений, механизма реализации не предложил); - утвержден механизм взаимодействия Совещания с вновь получившими статус СРО; - к следующему Совещанию 11.09.2013г. продумать другие возможные варианты взаимодействия Совещания с теми, кто нарушит взятые обязательств или утвердить предложенный; - обдумать, на каком из вариантов по созданию денежного фонда остановиться, и предложить систему работы по второму варианту (по первому утверждено); - обдумать кандидатуру координатора Секции; - предложить к утверждению систему мониторинга: 1. координатор с прикрепленным к нему сотрудником с информированием на каждом заседании и на сайте 2. один в течение месяца своими силами с участием всех желающих и последующей передачей другому с информированием на каждом заседании и на сайте. - предложить новые возможные критерии (кроме верхней планки по выплатам по недопущению к скатыванию к коммерциализации); - пригласить и дать координаты тех, кто по ряду причин не был на первом заседании. По сути, картельный сговор СРО - осмысленное решение больной проблемы снизу, без участия госорганов. Члены картеля полагают, что станет невыгодно заниматься нечестной конкуренцией, скупкой членской базы для спекуляции и перепродажи в какое-либо СРО. Если соглашение будет соблюдаться – это станет ярким показательным примером действия механизмов саморегулирования. В свою очередь мы надеемся, что попытка объединения части СРО с задачей урегулировать рынок в определенной нише - это серьезная заявка на позитивный сдвиг в развитии саморегулирования, которая в корне отличается от заявленного «великим комбинатором» Остапом Бендером создании фиктивного Союза меча и орала. Информационный портал «Все о саморегулировании» продолжает следить за развитием событий. http://www.all-sro.ru/news/kartelnuy-sgovor-sro