FAQ или саморегулирование и с чем его едят.

Тема в разделе "Лицензирование и СРО", создана пользователем Goa_dreamer, 27 апр 2013.

  1. Goa_dreamer

    Goa_dreamer БАЯНИСТ

    Регистрация:
    15 апр 2013
    Сообщения:
    8.551
    Симпатии:
    4.229
    Адрес:
    Москва
    Саморегулирование - это легитимное регулирование рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, с четко регламентированным участием государства.
    Согласно Закону РФ о саморегулируемых организациях “под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил”. Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.
    Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т.к. саморегулируемые организации (СРО) в целях повышения конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные стандарты качества и безопасности.
    • история, становление в РФ
    Человеку, как существу коллективному, свойственно не только образовывать семьи для выживания и продолжения рода, но также объединяться с себе подобными по роду деятельности и профессии. Прообразы современных саморегулируемых организаций можно найти в самых отдаленных уголках человеческой истории, их обязательным условием возникновения становилось усложнение экономических связей между людьми, возникновение городов, необходимость защиты собственных интересов.
    Первой саморегулируемой организацией, зафиксированной в истории, стала группа врачей, клятва Гиппократа – это, по сути, первый стандарт деятельности. Средневековая Европа, представляющая собой замкнутые сословные корпорации, может дать примеры различных самоорганизаций человеческих обществ. Италия Х века стала родиной цеховой организации производства, вышедшей позже за пределы итальянских городов-государств, и объединявшей представителей одной профессии, в том числе и с целью отстаивания интересов цеха перед властью, поддержания честной конкуренции внутри объединения, укрепления собственных позиций на рынке за счет производства качественных товаров. В то же время примером подобной организации может служить объединение Вольных Каменщиков со своим уставом и нормами поведения, или ливрейные корпорации в Англии, существующие и в наше время. Можно вспомнить также средневековые объединения купцов – гильдии, создаваемые для защиты торговли и купечества от власти феодалов и пиратов, а также для получения привилегий.
    История саморегулирования на Руси насчитывает более 140 лет (не считая времени существования русского общинного самоуправления). Самоуправление было положено в основу такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. При проведении правовой реформы 1864 г. адвокатура создавалась как самоуправляющаяся организация. Более 20 лет назад обязательность членства в адвокатуре была закреплена Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» (принят 30 ноября 1979 г.). До указанного Закона этот вопрос регулировался различными нормативными правовыми актами, но требование о членстве в адвокатуре сохранялось. Аналогичная идея заложена и в деятельность нотариата и нотариальных палат. Прообразом саморегулируемой организации как союза предпринимателей являлась созданная в 1870 г. Московская биржа, уставом которой на ее представительный орган биржевой комитет возлагалась защита интересов биржевого общества перед государственными и общественными организациями.
    В новейшей истории развития правового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации можно условно выделить два этапа становления.
    В 1995 году понятие «саморегулируемые организации» было впервые закреплено законодательно — в постановлении Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. В эти годы правовой статус саморегулируемых организаций был регламентирован только в отраслевых законодательных и подзаконных актах. Институт саморегулирования был введен в таких отраслях как рынок ценных бумаг, инвестиционные фонды, арбитражные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, жилищные накопительные кооперативы, оценочная деятельность, кадастровые инженеры. Первый этап длился более 10 лет — до 2007 года, когда был принят Федеральный законом № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. — базовый нормативный правовой акт для деятельности СРО. В соответствии с этим законом стало возможным уточнение общих требований к саморегулированию в отраслевых законах, включающих регламентирование деятельности СРО, учитывающее специфику профессиональной деятельности. Закон стал отправной точкой для активного развития саморегулирования в других отраслях экономики и, фактически, началом следующего этапа развития саморегулирования в Российской Федерации.
    Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в том числе обязал арбитражных управляющих вступать в СРО. Федеральный закон № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 157-ФЗ) заменил лицензирование оценщиков обязательным членством в СРО.
    С 1 января 2009 года происходит замена государственного лицензирования в строительстве на саморегулирование проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности через обязательное членство в СРО. С января 2010 года официальное разрешение на осуществление профессиональной деятельности в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий – допуск к видам работ – можно получить, только став членом саморегулируемой организации.
    Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ведение реестров некоммерческих организаций ориентированных на саморегулирование профессиональной деятельности вели федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации (Ст. 31.2). С июля 2009 г. Росреестру передали регистрацию СРО в различных отраслях экономики, за исключением отраслей, где введено членство в СРО на обязательной основе.
    К марту 2012 г. по данным мониторинга, проведенного Национальным Институтом Системных Исследований Проблем Предпринимательства (НИСИПП), в Российской Федерации зарегистрировано 1003 СРО, охватывающих 26 видов профессиональной и предпринимательской деятельности, государственную регистрацию которых осуществляют 7 федеральных органов исполнительной власти. Требование об обязательном членстве хозяйствующих субъектов в СРО установлено для 10 видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Отрасли-лидеры по количеству СРО – это строительство (проектировщики, строители, изыскатели) — 445 организаций и энергетический аудит – 133 саморегулируемых организации.
    Все больше предпринимателей объединяются в профессиональные саморегулируемые организации (СРО) на добровольных началах. На конец марта 2012 г. в государственный реестр СРО Росреестра включена информация о 245 СРО в различных сферах деятельности.
    • обязательное саморегулирование
    К началу 2012 года в Российской Федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в 10 сферах деятельности:
    - деятельность арбитражных управляющих;
    - аудиторская деятельность;
    - кредитная кооперация;
    - оценочная деятельность;
    - деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
    - инженерные изыскания;
    - архитектурно-строительное проектирование;
    - строительство;
    - деятельность в области энергетического обследования;
    - теплоснабжение.
    Законодатель планирует расширение сферы обязательного саморегулирования, в настоящее время в Государственную думу внесено более 10 законопроектов направленных на введение саморегулирования на обязательной основе в различных сферах деятельности.
    • добровольное саморегулирование
    Специальным законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций в девяти сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным:
    - профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
    - деятельность негосударственных пенсионных фондов;
    - кредитная кооперация;
    - кадастровая деятельность;
    - рекламная деятельность;
    - деятельность жилищных накопительных кооперативов;
    - деятельность патентных поверенных;
    - посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация);
    - деятельность микрофинансовых организаций.
    В отдельных сферах деятельности саморегулируемые организации создаются по собственной инициативе профессиональных участников рынка исключительно в рамках 315-ФЗ. На добровольных началах к марту 2012 года уже созданы СРО:
    - производителей стройматериалов
    - переработчиков мусора
    - лифтовиков
    -управляющих недвижимостью
    -производителей в сфере физической культуры и сопрта
    - пожарной безопасности
    • саморегулирование в строительной сфере
    С января 2010 года для ведения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определенных в Градостроительном кодексе РФ, в области проектирования, строительства и проведения инженерных изысканий участники рынка обязаны иметь Свидетельство о допуске от саморегулируемой организации. Минимальные требования к выдаче таких допусков на рынок определяет Правительство РФ. Перечень видов работ, по которым требуется допуск СРО, определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Надзор за деятельностью СРО и обязанность ведения Государственного Реестра СРО строительной сферы возложены на Ростехнадзор.
    Деятельность СРО строительной сферы главным образом регулируется 315-ФЗ и Градостроительным кодексом. Минимальные размеры взносов в компенсационный фонд, порядок их внесения и использования закреплен законодательно.
    Кроме того, законодатель вменил СРО строительной сферы обязательное членство в Национальных объединениях СРО соответствующего вида. На условиях обязательного членства были созданы объединения саморегулируемых организаций:
    - Национальное объединение проектировщиков (НОП)
    - Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ)
    - Национальное объединение изыскателей (НОИЗ)
    На Национальные объединения СРО возложена задача представления общественных интересов саморегулируемых организаций, обеспечение информационного взаимодействия всех уровней, методическая и консультативная помощь своим членам. Приоритетными направлениями деятельности национальных объединений являются представление интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в своей области, защита интересов саморегулируемых организаций, рассмотрение обращений и ходатайств СРО.
    Основной сложностью в организации работы Национальных объединений является неопределенность представительских функций, т.к. они, как и сами СРО строительной сферы, являются недобровольными объединениями профессиональных участников рынка строительных, проектных и изыскательских услуг, но при этом обладают собственной спецификой деятельности, как инструменты допуска на рынок.
    Одной из основных проблем становления саморегулирования в строительстве стало возникновение т.н. «коммерческих СРО», которые, пользуясь лакунами в законодательстве о саморегулировании, неэффективностью органов надзора и медлительностью судебной системы, выдают Свидетельства о допуске соответствующего вида работ с нарушениями требований законодательства, преследуя цели не связанные с обеспечением качества и безопасности выполнения соответствующих видов работ. Их деятельность, главным образом, опирается на возможности получения выгоды при манипуляции средствами компенсационного фонда СРО и устойчивый спрос участников рынка на экономию средств при получении допуска на рынок, что в свою очередь связанно с действующей системой размещения государственного заказа в строительстве.
    Большая часть саморегулируемых организаций в строительной сфере, успешно пройдя этапы формирования и становления, все более активно осуществляет работу по стандартизации профессиональной деятельности и наращиванию своей роли в повышении профессионализма компаний — участников рынка. В том числе, с целью повышения их конкурентоспособности в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО.
    • законодательство о саморегулировании
    1995 г. – понятие “саморегулируемые организации” впервые закреплено в российском законодательстве в постановлении Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 июля 1995 г. N 3, относящееся к некоммерческим организациям, создаваемым профессиональными участниками рынка ценных бумаг и эмитентами. На данном этапе в нормативных актах правовой статус саморегулируемых организаций был достаточно подробно регламентирован, но только на рынке ценных бумаг.
    Федеральный закон № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» — в соответствии с этим законом, а также с ГК РФ создаются первые саморегулируемые организации.
    Федеральный закон от 29.07.98 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» — принципы саморегулирования в деятельности профессиональных оценщиков.
    Федеральный закон №117-ФЗ от 5 августа 2000 г. Налоговый кодекс Российской Федерации – установлен размер государственной пошлины за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (Ст. 333.33).
    Федеральный Закон №195-ФЗ от 30 декабря 2001 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Ст. 23.69., 23.71.) – ответственность в случае административных правонарушений СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства , а также в области энергетического обследования.
    Федеральный Закон № 95-ФЗ от 24 июля 2002 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации – рассмотрение дел по корпоративным спорам, в т.ч. с участием саморегулируемых организаций (Ст. 225.1).
    Федеральный закон РФ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» — стал законом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и добровольных требований к продукции или к связанным с ними процессам, а также при оценке соответствия. С введением данного закона «ведомственная» система нормативных документов поэтапно прекращает свое существование и взамен неё появляются новые документы — технические регламенты и документы по стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технических регламентов.
    Федеральный закон № 315-Ф3 от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» -регулирует порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи.
    Постановление правительства РФ от 29 сентября 2008 № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» (вместе с «Правилами ведения государственного реестра СРО»)
    Федеральный Закон №273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» — о передаче части функций государственных органов саморегулируемым организациям для повышения эффективности противодействия коррупции (Ст.7).
    Федеральный закон №148-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2009 года, прекращение лицензирования всех видов строительной деятельности. Обязательным условием для работы организаций является получения допуска, заменившего прежнюю государственную лицензию.
    Федеральный закон РФ №240-ФЗ от 27.07.2010г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — новые требования к свидетельствам о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданных индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
    Федеральный закон РФ от 04.05.2011 г.№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» — закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
    Федеральный закон РФ от 28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — закон, предполагающий замену с 1 июля 2013 года субсидиарной ответственности членов СРО строительной сферы на солидарную.
    Reg-order и Medbrat-tm нравится это.

Поделиться этой страницей