Регулятор обязал банки проверять и анализировать уплату налогов клиентами и искать в их деятельности «очевидный экономический смысл» В борьбе с транзитными операциями — популярным инструментом ухода от налогов — Банк России ввел новый критерий, по которому банки должны оценивать своих корпоративных клиентов. Это соотношение суммы налогов, уплаченных компанией в бюджет со своего расчетного счета (в частности, налог на прибыль — 20%, НДС — 18%, НДФЛ — 13%), к ее обороту по этому счету. При явном расхождении цифр (минимальная сумма уплаченных налогов при высоких оборотах по расчетному счету) банк должен незамедлительно сообщать в Росфинмониторинг, как при любой сомнительной операции. По словам источника, близкого к ЦБ, такие меры регулятор озвучил на недавней закрытой встрече с банкирами, затем банки получили соответствующие письма от регулятора. Одновременно, ЦБ начал точечно информировать банки об имеющихся у него подозрениях относительно тех или иных российских компаний, которые могут быть задействованы в транзитных схемах вывода капитала (в 2014 году более чем удвоился, до $151,4 млрд, этот показатель частично включает и серые схемы). Банки, в свою очередь, проверяют этих клиентов по новому критерию. — По оценке Банка России, деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций. У банков до нового сигнала регулятора не было обязанности анализировать соотношение уплаченных компаниями налогов к их оборотам по расчетным счетам. — Банк проводит операции по счетам. Оценивать сумму поступающих в бюджет налогов от корпоративных клиентов банк по большому счету не обязан, в действующем законодательстве этого не зафиксировано, — поясняет источник. — Если ранее банки просто могли обратить внимание на то, что компания стабильно не платит налоги, имея выручку, то сейчас они должны анализировать соотношение уплачиваемых налогов с расчетных счетов компаний к оборотам по ним. Это более скрупулезная детальная оценка корпоративных клиентов, которую теперь будут делать банки. Банки будут заниматься дополнительным анализом расчетных счетов компаний, оценивая все поступления на них, перечисления с них, а также операции по уплате налогов [эти операции легко отследить в силу присваиваемых им кодов] и то, насколько соотносятся все эти цифры. ЦБ беспокоят объемы транзитных операций, а также сложность выявления этих схем — в рамках каждой из этих схем задействованы специально созданные компании в России и офшорных зонах и по 5–10 банков. Для ЦБ борьба с транзитом — один из приоритетов на 2015 год Компании, участвующие в транзитной цепочке, заключают между собой договор на поставку техники и оборудования — это наиболее распространенный пример, говорит источник, близкий к ЦБ. Также популярны договоры на оказание консалтинговых услуг. В контракте завышается в десятки или сотни раз сумма, на которую реально поставляется товар, — и доход компании выводится из-под налогообложения под видом расходов. Чтобы скрыть мошеннический характер сделки, бенефициары вовлекают в схему целые цепочки юрлиц и банков, прогоняя через них средства. В итоге зачастую российская компания бенефициара оказывается в убытках и не платит налог на прибыль (20%). Но у российских налоговиков есть комиссии по убыткам, которые активно общаются с собственниками, выясняя причины убыточности, и в таком случае приходится привлекать номинальных собственников и часто менять юрлица. Поэтому чаще российская операционная просто показывает не убытки, а очень маленькую по отношению к выручке, но стабильную прибыль. Если товар по контракту все же ввозится, то обычно в минимальном объеме, и одна из компаний-прокладок платит НДС (уплачивается таможне при ввозе) и исчезает. Ранее ЦБ в такой нормативной корреспонденции с банкирами выделял ряд признаков транзитных операций, которые должны вызвать у банков подозрения. Это следующие: зачисление денег на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках РФ с последующим их списанием; списание средств со счета происходит в срок не более двух дней после их зачисления; транзитные операции проводятся регулярно — как правило, ежедневно в течение длительного времени (не менее трех месяцев); деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания их со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной; с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, несопоставимых с масштабом деятельности владельца счета. ЦБ также ранее обязал банки запрашивать у клиентов документы (заверенные копии), подтверждающие уплату ими налогов за последний налоговый период, либо документы и сведения, подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему РФ. — ЦБ сейчас провоцирует банки на выполнение непрофильных функций, которые должны выполнять госорганы (в данном случае — ФНС), — указывает Емелин. — Банки уже и так сообщают налоговикам об открытии счетов гражданами/компаниями, в данном случае участников рынка заставляют создать дополнительный контур контроля за налоговыми платежами. Вместо тщательной оценки клиентов банки будут заниматься финансовым анализом исполнения компанией закона, что серьезно повысит административную нагрузку и замедлит процесс обслуживания. Можно в скором времени довести требования по 115-ФЗ до абсурда, и банки каждую операцию начнут оценивать по 300 и более критериям. Чем больше их будет, тем будет выше вероятность технических ошибок банков при сдаче отчетов в финразведку, что грозит многомиллионными штрафами, а при неоднократном нарушении 115-ФЗ — отзывом лицензии. Как отмечает начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова, пока неясен критерий допустимого соотношения обязательных отчислений к оборотам по счету, что осложняет выработку подходов и оптимизацию процедур для мониторинга. — Незначительный объем налоговых платежей либо их отсутствие — не единственный признак осуществления клиентом транзитных операций, хотя и, по мнению Банка России, основной. Всё равно требуется общий анализ расчетов клиента, запросы подтверждающих документов, изучение «количества и качества» контрагентов, дополнительные проверочные мероприятия. И только по совокупности сведений о клиенте и его операциях банк может подтвердить либо опровергнуть возникшие предположения, — добавила Багатова. Читайте далее: http://izvestia.ru/news/586946#ixzz3bCSQWWR6
Отлично... Скоро налоговиков только функция блокировки счета останется, остальное все банки будут делать...
Стараюсь. Которые с мошной, могут и мошонку приобрести, если нету, а тут свою родную беречь надо.))))