Аннулирование налоговых деклараций всё-таки вне закона: Минюст предложил ФНС отозвать письмо

Тема в разделе "Новости смежных отраслей права", создана пользователем Markus, 5 ноя 2018.

  1. Markus

    Markus Завсегдатай

    Регистрация:
    25 мар 2015
    Сообщения:
    1.172
    Симпатии:
    1.099
    Аннулирование налоговых деклараций всё-таки вне закона: Минюст предложил ФНС отозвать письмо

    Процедура отзыва (аннулирования) налоговых деклараций в одностороннем порядке налоговыми органами не предусмотрена ни нормами НК РФ, ни положениями Административного регламента ФНС.
    Статьёй 80 НК РФ установлено: «Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога».
    То есть налоговая декларация – это заявление самого налогоплательщика, который вправе это заявление впоследствии уточнить (ст. 81 НК РФ), отозвать или аннулировать. При этом Налоговым кодексом предусмотрено право налоговых органов по аннулированию и, тем более – по отзыву поданных налогоплательщиками налоговых деклараций, которые в любом случае подлежат камеральной налоговой проверке по правилам ст. 88 НК РФ.
    И вот – вопреки нормам закона - в письме ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства» вводится не предусмотренная Налоговым кодексом процедура отзыва (аннулирования) налоговым органом поданных налогоплательщиком налоговых деклараций!
    На мои многочисленные обращения в различные органы спустя два месяца я получил ответ из ФНС от 04.10.2018 № ЕД-3-15/7092@, из которого следует, что ФНС не сомневается в законности своей позиции по аннулированию налоговых деклараций, которая является, по мнению ФНС, всего лишь «технической процедурой», за которой следуют вполне конкретные негативные «зеркальные» последствия в виде снятия налоговых вычетов по НДС и непризнанию расходов у контрагентов организаций, у которых декларации были «аннулирования» налоговыми органами.
    Вместе с тем незаконность позиции ФНС обусловлена следующими обстоятельствами.
    Во-первых, в письме ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247@ предложено аннулировать поданные налоговые декларации по НДС – при этом под номером «0» обозначено такое основание для перевода налоговых деклараций: «Отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации…». На этом основании в письме ФНС от 04.10 2018 № ЕД-3-15/7092@ утверждается, что на этом основании эти документы «налоговыми декларациями не являются, так как лицо, их подписавшее, не может обеспечить достоверность и полноту указанных в декларации сведений вводу фактического отсутствия полномочий».
    Однако данные тезисы не выдерживают никакой критики, поскольку, как подтверждает арбитражная практика, отказ не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим о непричастности физического лица к деятельности возглавляемой им организации, поскольку тем самым они своим отказом избегают ответственности! Подобные выводы присутствуют, в частности, в постановлениях ФАС Московского округа от 25.06.2014 по делу № А40-9903/13, ФАС Московского округа от 18.03.2013 по делу № А40-10801/11-20-46, АС Поволжского округа от 22.01.2018 № Ф06-28512/2017 по делу № А12-11347/2017, АС Поволжского округа от 07.09.2017 № Ф06-23837/2017 по делу № А57-26509/2016.
    В полученном в мой адрес письме уточняется, что «непричастность руководителя к ведению хозяйственной деятельности, а также к получению сертификатов ключей электронных подписей», то есть ФНС подтверждает, что все юридически значимые процедуры, а именно выдача ключей с предоставлением всех документов, подтверждающих полномочия директора, может быть перечеркнуто простым «отказом»?
    Также ФНС подтверждает, что данное технические мероприятие по «аннулированию» налоговых деклараций направлено только на ту категорию лиц, в отношении которых имеются решения суда о признании физического лица недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим или решение суда о дисквалификации. Данные сведения должны вносится в ЕГРЮЛ, и тем самым все контрагенты будут заранее предупреждены, что в отношении данной организации могут быть применены технические процедуры по аннулированию деклараций. Сегодня данное обстоятельство игнорируется, и сведения об аннулировании деклараций в открытом доступе не размещены, и добросовестные налогоплательщики не могут самостоятельно это узнать и внести коррективы в свою хозяйственную деятельность.
    Таким образом, формальный отказ лица от какого-либо отношения к созданным им обществам не может рассматриваться в качестве обстоятельства, достаточного для вывода о доказанности данного факта.
    Во-вторых, процедура отзыва (аннулирования) налоговых деклараций в одностороннем порядке налоговыми органами не предусмотрена ни нормами НК РФ, ни положениями Административного регламента ФНС, утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.
    Налоговая декларация, не содержащая ошибки и принятая налоговым органом, не может быть аннулирована (отозвана) в одностороннем порядке самим налоговым органом – по ней должна пройти камеральная проверка по правилам ст. 88 Налогового кодекса РФ с оформлением соответствующего акта и решения. Отозвать (аннулировать) поданную налоговую декларацию может только сам налогоплательщик – путём подачи уточнённой налоговой декларации.
    Арбитражная практика подтверждает, что налоговые органы даже не вправе отказать в приёме налоговых деклараций по субъективным мотивам, поскольку приём налоговых деклараций является государственной услугой. Подобные выводы содержатся, в частности, в постановлениях АС Западно-Сибирского округа от 20.07.2018 по делу № А67-8529/2017, АС Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 по делу № А67-9224/2017, АС Западно-Сибирского округа от 10.08.2018 по делу № А67-9223/2017.
    Таким образом, налоговые органы не вправе не только аннулировать налоговые декларации, но и не вправе отказывать в их приёме по формальным субъективным основаниям типа «отказ директора».
    С моими аргументами согласился Минюст России и в письме от 12.10.2018 № 01-134776/18 предложил Федеральной налоговой службе отозвать письмо № ЕД-4-15/13247@ с исполнения!

    Александр Медведев, к.э.н.,
    член Палаты налоговых консультантов, консультант по налогам и сборам I категории,
    генеральный директор ООО «Аудит БТ»
    https://nalog-forum.ru/opinions/ann...minyust-predlozhil-fns-otozvat-pismo/#article


    mura_pig, Reg-order и БИКО нравится это.

Поделиться этой страницей