Закон об акционерных обществах в редакции 2015 года Определенно, в словаре законодателя отсутствует слова "долго", "медленно", "не вовремя", "не своевременно". Разумеется, мы не сетуем на законодателя, чей бурный поток мысли всегда не вовремя и не своевременно. Приведение федерального закона "Об акционерных обществах" - как раз тот случай, когда нам пришлось ждать год логического завершения корпоративной реформы, хотя бы в отношении АО. Рассмотрим же её. 1. Итак, прежде всего, отметим, что изменения внесены Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Это пакет поправок в несколько нормативных актов, и относительно нашего вопроса интерес представляет ст. 3 вышеуказанного закона, который и занимает большую часть текста. Новая редакция закона "Об акционерных обществах" уже есть, разумеется, на Консультанте. Закон был подписан Президентом 29 июня 2015 года, вступил в силу уже 01 июля 2015 года. При этом для ряда норм был установлен специальный срок вступления в силу, указанный в ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ, но об этом чуть позже. 2. Пройдёмся постатейно по самым интересным нововведениям. а) мы расстаёмся с п.1.1 ст. 1 федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Закон) - технической временной нормой, регламентировавшей отношения между Законом и реформированным Гражданским кодексом. Теперь подсматривать чаще придётся всё-таки в специальный закон; б) ранее императивная норма п.1 ст. 2 Закона теперь устанавливает возможность ограничения на свободное отчуждение акций акционерами - в непубличных обществах такое право может быть ограничено; в) согласно п. 6 ст. 3 Закона устанавливается, что в случае отсутствия акционера в соответствующем реестре общества, его права осуществляются на основании законодательства о ценных бумагах; г) теперь абзац 4 п. 1 ст. 4 Закона содержит подробную нормативную регламентацию наименования акционерных обществ: публичные общества на то и публичные, чтобы все об этом знали; д) почти полностью исключена ст. 5 Закона, посвященная представительствам и филиалам, этот вопрос отдан на откуп Гражданскому кодексу; е) ст. 7 Закона, водораздел, определяющий публичные и непубличные общества, наконец-то нашёл свое место в Законе. Впрочем, всё это мы уже хорошо знаем (преимущественное право покупки акций в непубличном, возможность размещения акций по открытой подписке в публичном). В дополнительных статьях 7.1 и 7.2. Закона описано, каким образом акционерное общество может получить (внести изменения в устав) и лишиться статуса публичного (одновременное прекращение открытой подписки на акции и освобождение от обязанности раскрывать информацию); ж) теперь решение об учреждении обязательно должно содержать информацию о выбранном регистраторе; з) ст. 25 Закона устанавливает, что все акции общества являются бездокументарными, исключена императивная норма о том, что акции являются именными. Привилегированные акции должны быть не ниже стоимости обыкновенных, составлять не более 25% от уставного капитала и представлять одинаковый объем прав в рамках одного типа (эта норма перекочевала из ныне исключенного абзаца 2 п. 1 ст. 32 Закона); и) ст. 26 Закона устанавливает минимальные пороги для уставных капиталов обществ. Для непубличного - 10 000 рублей, для публичного - 100 000 рублей. Как и раньше для ЗАО и ОАО; к) п. 6 ст. 32 Закона устанавливает возможность наделения привилегированных акций желаемым объёмом прав, вплоть до возможности принимать участие в общих собраниях акционеров под условием, например, при несоблюдении обществом определенных условий, наступления обстоятельств и т.д.); л) п. 5 ст. 41 Закона позволяет непубличному обществу самостоятельно определить объем и порядок осуществления преимущественного права; м) исключена ст. 45 Закона о реестре акционеров - теперь это дело регистраторов, увы! н) теперь полномочие по утверждению годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности может быть передано наблюдательному совету. В непубличных обществах наблюдательному совету также могут быть переданы функции увеличения/уменьшения уставного капитала, распределения дивидендов, назначения руководителей и ревизоров общества; о) можно принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, если на собрании присутствовали все акционеры, согласно п. 6 ст. 49 Закона; п) п. 3 ст. 69 Закона легализует судебную практику о срочных полномочиях руководителя: даже по истечению срока полномочий руководитель вправе осуществлять все свои функции до момента, когда не будет назначен новый руководитель или управляющий; р) согласно п.1.1. ст. 92 Закона даже непубличное общество обязано раскрывать информацию в случае, если число акционеров превышает 50; с) введена ст. 93.1 Закона, которая регламентирует процедуру уведомления общества о том, что акционер, член наблюдательного совета собираются оспаривать решение общего собрания или заключение сделки в суде. 3. Как можно заметить, революции не произошло. Никто не ждал испанскую инквизицию, а она и не пришла. Большое количество поправок, принятых с мая 2014 по апрель 2015 года, наконец-то было инкорпорировано в соответствующий специальный закон, и мы успевали, более-менее, отслеживать и реагировать на каждую из таких поправок. Теперь можно не сверяться без конца с 99-м федеральным законом, а смело работать по старому доброму 208-му ФЗ. Ждём аналогичного внимания и к нашему любимому 14-му федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". Mod.Ch. regafaq.ru
Почему?.. Меня больше впечатлил пункт "п" про срок действия руководителя - у банков, наверное, шаблон просто порвёт. Раньше их тыкали судебной практикой, а теперь уже и в законе есть.