Можно ли взыскать с инспекторов упущенную выгоду? У компании сорвалась крупная сделка. А все из-за ошибок налоговиков в ЕГРЮЛ. Можно ли взыскать с инспекторов упущенную выгоду, рассказывают налоговики и независимые эксперты. Ситуация В феврале планировали заключить крупный контракт. Все детали согласовали, но покупатель неожиданно отказался. Как выяснилось, по вине налоговой. Контрагент запросил выписку ЕГРЮЛ о нашей компании и сверил ее со сведениями на сайте. КПП на сайте начинался на 7743, а в выписке стоит 7703. Поэтому контрагент решил не рисковать и выбрал другого поставщика. Мы стали звонить в налоговую, а там сказали, что это сбой в программе, через месяц все поправят. Из-за технического беспредела мы лишились крупного клиента. Как заставить налоговиков срочно исправить сведения? И можно ли наказать их за срыв сделки? Налоговики (отмаза) Наталья Ежова, советник государственной гражданской службы 3-го класса: — КПП — это вспомогательный реквизит, и ошибки в нем некритичны. Неточный код не мешает инспекторам идентифицировать поставщика и не лишает покупателя права на вычет НДС. Но если компания считает, что инспекторы ошиблись в базе и должны исправить сведения, то компания вправе подать жалобу в управление на действия или бездействие сотрудников инспекции. В течение 15 рабочих дней управление рассмотрит жалобу и примет решение. Копию жалобы можно направить контрагенту. Для него этот документ будет подтверждением должной осмотрительности при выборе поставщика. Елена Ордынская, советник государственной гражданской службы 3-го класса: — Перечень случаев, когда у компании меняется КПП, ограничен. Он приведен в приказе ФНС России от 29.06.12 № ММВ-7-6/435. Например, смена кода происходит, если компания меняет юридический адрес. Если вы никуда не переезжали, то скорее всего ошиблись сами налоговики, когда выгружали сведения о компании на сайт. Поэтому надо письменно потребовать у инспекции исправить сведения на сайте ФНС. Убытки налоговики вряд ли возместят, но можно обратиться с заявлением в суд. Независимые эксперты Ольга Слобцова, заместитель директора по проектам ООО АКФ «Экспертный центр „Партнеры“»: — Если сведения на бумаге не совпадают с электронными, то приоритет все равно за бумажным носителем. Об этом сказано в статье 4 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ. Поэтому для исправления ошибки стоит обратиться в инспекцию по месту учета с письменным требованием. А копию письма выслать контрагенту. Одновременно можно устно пояснить потенциальному покупателю, что он ничем не рискует. Все остальные сведения — наименование, ИНН, адрес — на сайте верные. Сергей Рюмин, аудитор, управляющий партнер ООО «КАФ „ИНВЕСТАУДИТТРАСТ“»: — Стоит немедленно написать в инспекцию заявление об исправлении ошибки. Это письмо подтвердит, что неточность допустили именно налоговики. И если они привели к убыткам, можно рассчитывать на их возмещение. Но в суде надо доказать, что убытки связаны с действиями налоговиков. Поэтому обязательно надо взять официальное письмо контрагента с объяснением причин отказа от сделки. Наше мнение Сергей Воронов, эксперт финансового отдела «УНП»: — Налоговики сравнивают сведения в декларациях НДС у двух сторон сделки. Мы рекомендуем направить в инспекцию письмо с требованием немедленно исправить КПП и получить подтверждение, что ошибка произошла по их вине. А у контрагента взять письменный отказ от сделки. Переписка докажет, что сделка сорвалась из-за ошибок со стороны инспекторов. После этого можно попробовать взыскать с инспекции в суде упущенную выгоду и реальные убытки (расходы на переговоры, командировки и т. п.). Есть решения, где компаниям удавалось выиграть спор (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.06.14№ А40-110904/2013). http://www.glavbukh.ru/art/82109-qqqm6y16-mojno-li-vzyskat-s-inspektorov-upushchennuyu-vygodu
если компания долгое время сама не выявила такую неточность в СВОИХ реквизитах, то с чего бы это ФНС должна им что то возмещать? Если бы они сами выявили, написали требования, а контрагенту при предварительном договоре дали копию с пояснением "У нас ошибка в КПП по вине налоговой, но мы работаем над этим, не волнуйтесь!", то не было бы проблем ни с контрагентом, ни с ФНС. Если, конечно, это единственный "стоп" был для контрагента