Взаимозависимые лица и контролируемые сделки

Тема в разделе "Общие вопросы о праве и бухгалтерском учёте", создана пользователем Mod.Ch., 15 май 2017.

  1. Mod.Ch.

    Mod.Ch. попить вынеси

    Регистрация:
    6 дек 2013
    Сообщения:
    23.383
    Симпатии:
    31.061
    Адрес:
    Москва
    Поскольку ужесточившаяся фискальная политика государства всё сильнее влияет на предпринимателей, то совершенно не лишним будет ознакомиться с теми опасностями, которые грозят наивным налоговым "оптимизаторам". Важной частью игры в кошки-мышки между налоговыми органами и налогоплательщиками являются взаимозависимые лица и контролируемые сделки.
    Что особенно важно - уже несколько лет как суд обзавелся полномочиями по определению взаимозависимых лиц, что позволяет выявлять недобросовестным плательщиков даже при отсутствии формальных оснований.


    Взаимозависимые лица и контролируемые сделки

    1. Взаимозависимые лица
    Прежде всего, начнем с взаимозависимых лиц и почему это (не всегда) плохо.
    Статья 105.1 НК РФ, посвященная взаимозависимым лицам, разумеется, написана формализованным языком (или канцеляритом).
    Поэтому для ясности взаимозависимых лиц можно описать как лиц (как физических, так и юридических), которые могут координировать свою деятельность для получения налоговой (и как это часто случается - "необоснованной") выгоды. При этом понятие "взаимосвязанные лица" применяются в контексте налоговых отношений, а не вообще.
    Координация между двумя и более налогоплательщиками может быть различной, варьируясь в зависимости от ряда факторов.

    А. Физические лица.
    Физические лица могут признаваться взаимозависимыми как ввиду должностного положения, так и из-за родственных связей.
    Несколько лет назад обычной практикой было создание компаний-двойников, на которые спешно переводилась текущая деятельность проблемной компании. Руководили такими двойниками нередко подчиненные из проблемной организации, что, естественно, служило дополнительным доказательством нечистоплотности предпринимателя.

    Б. Юридические лица и физические лица.
    1) организация имеет долю участия в другой организации в размере более 25%;
    2) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
    3) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и/или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
    4) организация и юридическое/физическое лицо, имеющее полномочия по назначению единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета этой организации;
    5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета которых назначены по решению одного и того же лица (совместно с его родственниками);
    6) организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета составляют одни и те же физические лица совместно с его родственниками;
    7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
    8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
    9) юридические и физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

    Как уже упоминалось ранее, большую роль в налоговых спорах стали играть полномочия суда по самостоятельному (т.е. по факту) выявлению взаимозависимых лиц в соответствии с пунктом 7 статьи 105.1 НК РФ.
    Пункт 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017, более детально описывает полномочия суда в этом вопросе.

    Итак, вышеуказанные лица признаются взаимозависимыми, а, следовательно, это уже является поводом для повышенного интереса со стороны налоговых органов, т.к. (это очевидно и часто практикуется) координация между двумя и более контрагентами позволяет выстраивать более сложные и правдоподобные схемы по "снижению налоговой нагрузки". Достаточно сказать, что "если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица" (пункт 1 статьи 105.3 НК РФ).
    Глава 14.2 НК РФ детально регламентирует процедуру поиска той самой рыночной цены, выход за пределы которой может прибавить неприятностей взаимозависимым лицам.

    2. Контролируемые сделки

    Часть сделок, которые взаимозависимые лица осуществляют между собой, являются контролируемыми (пункт 1 статьи 105.14 НК РФ). При этом под понятие контролируемых сделок могут подпадать и те, что не осуществляются между взаимозависимыми лицами.
    К контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами относятся:
    - сделки на сумму более 2 млрд рублей между взаимозависимыми лицами-резидентами РФ, если сумма доходов по сделкам превышает пороговый размер;
    - сделки между взаимозависимыми лицами на сумму более 60 млн рублей, если одно из них является плательщиком НДПИ, ставка которого установлена в процентах, а предметом самой сделки является добытое полезное ископаемое;
    - сделки на сумму более 100 млн рублей между взаимозависимыми лицами, если одно (но не другое) лицо применяет специальные налоговые режимы (ЕНВД или ЕСН);
    - сделки между взаимозависимыми лицами на сумму более 60 млн рублей, если одно (но не другое) из лиц применяет нулевую ставку налога на прибыль;
    - сделки между взаимозависимыми лицами на сумму более 60 млн рублей, если одно (но не другое) лицо является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны;
    - сделки между взаимозависимыми лицами на сумму более 60 млн рублей, если одно из лиц является участником регионального инвестиционного проекта, использующего нулевую или льготную ставку налога на прибыль;
    - сделки между взаимозависимыми лицами на сумму более 60 млн рублей, если одно из лиц является резидентом "Сколково";
    - сделки без пороговой суммы, но при участии взаимозависимых и третьих лиц, причем третьи лица не выполняют никаких функций кроме перепродажи товаров и услуг и не несут никаких рисков или участия активов в такой перепродаже;
    - сделки между взаимозависимыми лицами в случае, если одно из них не является резидентом РФ.

    Сделки, которые являются контролируемыми, но осуществляются между взаимозависимыми лицами:
    - сделки между лицами в случае, если одно из них является резидентом (или имеет место жительство) страны, определяемой как оффшор;
    - внешнеторговые биржевые сделки на сумму более 60 млн рублей, если их предметом являются черные и цветные металлы, нефтепродукты, драгоценные металлы и камни, минеральные удобрения;
    - сделки, определенные как контролируемые, по решению суда на основании заявления налогового органа;
    - сделки между взаимозависимыми лицами на сумму более 60 млн рублей, если одна из сторон имеет лицензию на добычу нефти на морском шельфе либо являются оператором морского месторождения и определяют в связи с этим налоговую базу отдельно. Второе же лицо при этом либо не имеет лицензии/не является оператором или не определяет отдельно от других видов деятельности налоговую базу (ст. 275.2 НК РФ) ;
    - сделки, определяемые как контролируемые по решению суда на основании заявления налогового органа.

    В случае осуществления контролируемых сделок, взаимозависимые лица обязаны, в соответствии со ст. 105.16 НК РФ, уведомлять об этом налоговый орган (кстати, недавно появился проект нового уведомления о контролируемых сделках, актуализированный в связи с переходом на ОКВЭД 2, ОКАТО и расширенный перечень оснований признания сделки контролируемой).
    Также налоговый орган может самостоятельно выявлять контролируемые сделки, даже если налогоплательщик о них не заявлял (в т.ч. в рамках камеральной и выездной проверок). В любом случае, контролируемая сделка подразумевает возможную проверку (на основании решения руководителя налогового органа), в соответствии со статьей 105.17 НК РФ.

    Секрета тут, разумеется, нет - описанные контролируемые сделки могут быть (пусть и только могут, и пусть так поступать уже не в ногу со временем) частью схемы по серой оптимизации налогообложения. Поэтому вовсе не удивителен такой интерес налоговых органов, который чрезмерно обострился с началом кризиса в экономике страны.

    Как бы то ни было, но положения о взаимозависимых лицах и контролируемых сделках следует знать, ведь часто клиенты, обращающиеся к юристам, идут со своими готовыми схемами десятилетней давности, надеясь обмануть налоговые органы этими незатейливыми способами.

    regafaq.ru
     
    0KKK, ЛЕОГОРУС, Morozz и 3 другим нравится это.
  2. Reg-order

    Reg-order Завсегдатай

    Регистрация:
    8 фев 2016
    Сообщения:
    3.251
    Симпатии:
    4.482
    для большей жути
    от 2015 года что может налорг от 2015 года.jpg
     
    Mod.Ch. нравится это.

Поделиться этой страницей