Удар по бизнесу: кто пострадает от новой модели социальных платежей

Тема в разделе "Новости о регистрации юридических лиц", создана пользователем amd, 31 мар 2016.

  1. amd

    amd Завсегдатай

    Регистрация:
    15 апр 2013
    Сообщения:
    5.465
    Симпатии:
    5.586
    00:23 Ольга Волкова, Яна Милюкова, Иван Ткачёв и еще 2
    Удар по бизнесу: кто пострадает от новой модели социальных платежей

    Власти решили изменить систему страховых взносов. Если реформа пройдет, главным пострадавшим окажется крупный бизнес с большими зарплатами

    Реформа системы страховых взносов, которая предполагает унификацию базы для взносов, приведет к увеличению нагрузки на крупный бизнес в большинстве промышленных секторов. Это следует из расчетов трех десятков крупнейших компаний и двух отраслевых объединений, рассказал РБК источник, близкий к РСПП, который сам ознакомился с их выкладками.

    Сейчас бизнес платит взносы за работников в социальные фонды по общей ставке 30%, но действующие пороговые значения базы для взносов означают, что по достижении определенного дохода работника платить за него нужно меньше (см. инфографику). Поэтому при отмене порогов, как предлагает Минфин, нагрузка на бизнес возрастет, и чтобы скомпенсировать это увеличение, понадобилось бы снизить единую ставку до 23—28% (см. график).

    Минфин согласен только на 28%, передавал ТАСС на прошлой неделе. Но такая ставка приемлема лишь для нескольких компаний (из отраслей машиностроения, транспорта и металлургии), утверждает собеседник РБК со ссылкой на приведенные расчеты. Название компаний он не раскрывает, ссылаясь на то, что в основе расчетов лежит конфиденциальная информация.

    При отмене порогов и снижении общей ставки компании с «дорогими» сотрудниками будут отдавать во внебюджетные фонды больше, а компании, которые платят меньшие зарплаты, смогут экономить. «Финансовый сектор вынужден будет расплатиться [за другие отрасли]: за счет высоких заработных плат — повысится его нагрузка. Нефтяники тоже пострадают от этого», — рассуждает директор Института труда и страхования РАНХиГС Александр Сафонов. Источник РБК в «Деловой России» говорит, что в числе пострадавших могут оказаться отрасли глубокой переработки, хотя именно они призваны помочь отойти от сырьевой модели экономики. По расчетам одной из крупнейших компаний нефтехимического сектора, при реализации предложения Минфина ее расходы увеличатся на 3 млрд руб. в год, утверждает собеседник РБК.

    Большинство компаний, в которые РБК обратился за комментариями, их не предоставили (в том числе — представители ЛУКОЙЛа, «Роснефти», «Газпрома», «Норильского никеля» и др.). А представитель «МегаФона» заявил, что компания не поддерживает инициативу Минфина: по его словам, отсутствие пороговых значений «особенно критично для компаний, занятых в инновационных отраслях экономики, где велика потребность в высококвалифицированном, а следовательно, высокооплачиваемом персонале».

    Что предлагают чиновники

    По итогам Послания Федеральному собранию президент Владимир Путин поручил до 1 мая 2016 года подготовить передачу функций по администрированию страховых взносов в ведение «уполномоченного федерального органа исполнительной власти» — этим органом была определена ФНС. Служба подготовила «дорожную карту», которая предполагает переход с 1 января 2017 года на Единый социальный страховой сбор (ЕССС) взамен существующих трех социальных платежей. Но вскоре стало понятно, что единым администрированием страховых взносов дело не ограничится: власти обсуждают пересмотр всей модели социальных платежей.
    Изменение текущей системы позволит Минфину сосредоточить все платежи в одной точке и управлять их приоритетностью. То есть если нужно за счет пенсионных денег «заткнуть дырку», связанную, например, с кассовыми разрывами по расходам по зарплате бюджетников или финансированию каких-то других проектов, такое администрирование позволяет Минфину это сделать, полагает Александр Сафонов.

    Сейчас есть два варианта, как может пройти реформа. Чиновники финансово-экономического блока правительства говорят о необходимости объединения взносов, поскольку по природе страховые платежи схожи с налогом — фактически речь идет о возвращении единого соцналога (ЕСН). На прошлой неделе замминистра экономического развития Станислав Воскресенский подтвердил, что в правительстве ведется дискуссия о возврате ЕСН, а также обсуждается отмена пороговых значений по взносам. При этом Минфин предлагает снизить ставку до 28%, если пороги будут отменены, сообщал ТАСС и подтверждают два источника РБК в деловых организациях. Представитель Минфина не прокомментировал этот вопрос.

    Альтернативные предложения есть у Минтруда, они поддержаны социальным блоком правительства, говорит РБК федеральный чиновник. По его словам, Минтруд не согласен с введением единого страхового сбора, предлагает сохранить существующую систему из трех взносов в каждый из внебюджетных фондов и не менять величину их общей ставки — 30%. Но при этом постепенно увеличивать порог, при достижении которого размер взноса уменьшается, отметил собеседник РБК. Минтруд отказался от комментариев.

    И предложения Минфина, и предложения Минтруда представлены руководству кабинета министров. Выбор из двух вариантов должен быть сделан скоро, указывает он, потому что изменения системы нужно будет учитывать при верстке бюджета на следующие три года.

    Нагрузка на эффективность

    В целом за счет отмены порогов Минфин хочет собрать до 470 млрд руб. в 2019 году — с работодателей, платящих высокие зарплаты, писала газета «Ведомости» в середине марта. Но это если общая ставка останется на уровне 30% (расчета при 28% не было). В теории при снижении ставки до 28% общие поступления страховых взносов все равно могут увеличиться. Если вычислить фонд оплаты труда в стране, взяв за основу объем поступлений по НДФЛ, то прирост поступлений по новой системе составит почти 100 млрд руб. По данным ФНС, в 2015 году в бюджеты всех уровней было перечислено 2,67 трлн руб. подоходного налога (без учета платежей нотариусов, адвокатов, от продажи имущества, ценных бумаг и выигрышей), что позволяет оценить совокупный размер фонда оплаты труда в стране в 20,53 трлн руб. Если бы власти приняли решение о введении единого сбора в размере 28% со всего фонда оплаты труда накануне 2015 года, то в этом году они могли бы собрать во внебюджетные фонды 5,75 тлрн руб. — почти на 100 млрд руб. больше, чем поступило в них по факту (5,66 трлн руб., по данным Федерального казначейства).

    Минэкономразвития уже представило в Минфин расчеты того, как изменятся объемы поступлений во внебюджетные фонды в случае реформы. Раскрыть детали ведомство отказалось, представитель Минэкономразвития уточнил, что расчеты предполагали полную отмену порога без снижения ставки. «В случае простой отмены порогов без снижения ставки доходы внебюджетных фондов увеличатся, при этом сократятся другие налоги бюджетной системы. Если в результате этой меры будет «уход зарплаты в тень», суммарный эффект для бюджетной системы может быть отрицательным», — предупреждает представитель ведомства. А при отмене порогов и снижении ставки до 28% ощутимого эффекта не будет ни для доходов, ни для макроэкономики в целом, утверждает он.

    Потери, связанные со снижением ставки на 2 п.п. (с 30 до 28%), Минфин не компенсирует за счет роста сборов с высокодоходных групп — таких работников слишком мало в масштабе всей экономики, уверен Александр Сафонов.

    Зато будут происходить секторальные перетоки денежных средств. Компании будут снижать компенсации новых высокооплачиваемых сотрудников, чтобы переложить на них дополнительное налоговое бремя, полагает Сафонов, — или даже уменьшать зарплаты уже существующим работникам. «Без предельных величин зарплат и при ставке 28,5% (я слышал такую рабочую версию) увеличится нагрузка на высокоэффективные и высокопроизводительные рабочие места, — говорит партнер PwC в России Кирилл Никитин. — Вырастет нагрузка на те позиции и в тех отраслях, которые мы вроде бы собирались развивать, чтобы уйти от сырьевой структуры экономики». Он приводит в пример автомобилестроение, инженерию, отрасль информационных технологий. Для IT, возможно, сохранятся льготы, но в текущей логике Минфин может их отменить, считает Никитин. Ранее «Коммерсантъ» сообщал, что в рамках реформы Минфин предполагает отменить не только «потолок» зарплат, но и большую часть льгот по страховым взносам.

    Москва заплатит

    У перераспределения между группами по доходам есть и географическое измерение, говорит заместитель директора группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов: в регионах, где сконцентрированы высокооплачиваемые сотрудники, будет в большей степени чувствоваться негативный эффект.

    «По моей оценке, только по Москве в случае реализации этой схемы будет собираться на 150 млрд руб. больше. Для сопоставления: это десятая часть бюджета Москвы», — говорит Кирилл Никитин из PwC. Кроме того, добавляет он, на эти дополнительные платежи сократится база по налогу на прибыль, а налог на прибыль на 9/10 идет в бюджеты субъектов Федерации.

    Получается, что федеральный бюджет и консолидированные с ним социальные фонды приобретут дополнительные доходы, а в качестве производной — и гораздо меньшую сумму — потеряют некоторые региональные бюджеты в виде налога на прибыль, а также за счет того, что в отношении части зарплат чиновников увеличится налоговая нагрузка. При этом какие-то дефицитные субъекты, в теории, могут свой дефицит снизить за счет более низкой единой ставки, объясняет Никитин.

    Предложенная Минфином мера может ударить и по относительно слабым регионам: при прочих равных, часть предпринимателей может уйти в тень, объясняет Карен Вартапетов. Тогда налоговая база по НДФЛ может просесть и в бедных регионах.

    В ответ на предлагаемые изменения работодатели смогут найти способы обойти увеличение нагрузки: система по максимуму пойдет от «монетизации» к «материализации», говорит Александр Сафонов. Например, компания может дать менеджеру опционы, а потом их выкупить — с дохода от их продажи социальные взносы не платятся. Другие возможные варианты — оплата страховок, отпусков, рассуждает экономист.

    Кроме того, независимо от того, уменьшается ставка или остается прежней, российский серый рынок труда, то есть неформальные трудовые отношения, все равно продолжает расти, полагает Сафонов. Он приводит в пример введение ЕСН в 2001 году: за все время администрирования налога ФНС, вплоть до перехода к страховым платежам в 2010 году, серый рынок труда продолжал увеличиваться, отмечает эксперт.

    При участии Елизаветы Архангельской

    Подробнее на РБК:
    http://www.rbc.ru/economics/31/03/2016/56fbff649a79471e53ad6bdf
     
    Reg-order, dmb, likvidatorooo и ещё 1-му нравится это.
  2. amd

    amd Завсегдатай

    Регистрация:
    15 апр 2013
    Сообщения:
    5.465
    Симпатии:
    5.586
    08:34, 6 апреля 2016
    Деньги в кассу
    Зачем правительство расширяет полномочия Федеральной налоговой службы

    ФНС займется сбором страховых взносов в пенсионный, социальный и медицинские фонды. Ожидается, что правительство одобрит соответствующий пакет законопроектов в среду, 6 апреля, а до конца месяца документы будут внесены в Госдуму. «Лента.ру» выясняла, к чему приведет очередное реформирование налоговой системы России.

    Мимо казны
    Федеральный бюджет на 2016 год сверстан с дефицитом в 2,36 триллиона рублей. Если среднегодовая цена на нефть удержится на уровне 50 долларов за баррель, казна получит 13,74 триллиона рублей. Государственные расходы при этом составят 16,10 триллиона. Разрыв между поступлениями и тратами достигает 3 процентов ВВП.

    Президент России Владимир Путин еще в сентябре 2015 года подчеркивал, что дефицит бюджета не должен превышать данную отметку. О важности оптимизации системы госфинансов говорил в начале 2016-го и глава Минфина Антон Силуанов. «Наша задача сейчас — привести бюджет в соответствие с новыми реалиями», — считает он. Иначе, предупреждает министр, могут повториться проблемы 1998 года, в частности разгон инфляции, бьющий по населению.

    Очевидное решение в данном случае — сокращение расходов. И государство пытается урезать траты (к примеру, пенсии повышаются на 4 процента и один раз).

    Еще один путь оптимизации — повышение качества управления финансами. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова оценивала внутренние резервы российского бюджета в 15-20 процентов его объема. Руководитель контрольного ведомства приводила еще одну любопытную цифру: в 2015 году неэффективные расходы казны достигли 520 миллиардов рублей. «Главное — понять, что у нас денег как грязи. Мы просто ими распоряжаться эффективно не всегда можем», — говорил в конце марта глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.


    Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров: «Главное — понять, что у нас денег как грязи. Мы просто ими распоряжаться эффективно не всегда можем»

    Иными словами, не нужно надеяться на нефтяные котировки и ждать, пока они вернутся к трехзначным показателям. Дефицит бюджета можно сократить, повысив качество администрирования, управления государственными финансовыми потоками.

    Глобальная оптимизация
    Подписанный президентом Указ №13 (от 15 января 2016 года) направлен на повышение платежной дисциплины Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Согласно указу, правительство должно до 1 мая внести в Госдуму пакет законопроектов, предусматривающих передачу функций администрирования (проще говоря, сбора) страховых взносов, которые платят работодатели в три вышеуказанных фонда, уполномоченному органу, то есть Федеральной налоговой службе (ФНС). Ожидается, что решение о расширении функций ФНС правительство примет в среду, 6 апреля. Цель очередной налоговой реформы — оптимизация бюджета и повышение уровня собираемости взносов.

    Налоговая служба уже занималась страховыми взносами. В течение 9 лет — с 2001 по 2009 год — она администрировала Единый социальный налог (ЕСН), действовавший до 2010 года и представлявший собой все те же страховые взносы в виде общего платежа. К 2001 году стало ясно, что фонды справляются только с половиной своих обязанностей: они успешно доводят государственные деньги до адресатов — пенсионеров, инвалидов, пациентов и так далее, но не могут похвастаться успехами в сборе денег. На тот момент задолженность (в виде недополученных страховых взносов) фондов составляла 689 миллиардов рублей, из которых 471,8 миллиарда рублей пришлись на ПФР. Нехватка денег покрывалась трансфертами из федерального бюджета. Именно поэтому, кстати, вице-премьер Ольга Голодец отказывается верить в дефицит Пенсионного фонда — ведь если в нем не хватает денег, то государство всегда прикроет дыру своими деньгами. Но фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) не зря называются внебюджетными. Они должны формироваться деньгами не из казны.

    Итак, в 2001 году налоговым органам поручили администрирование ЕСН. В результате с задолженностью в 689 миллиардов рублей успешно разобрались, сократив ее до 9,2 миллиарда рублей (1,3 процента от первоначальной суммы). В 2010 году ЕСН отменили. Собирать и распределять средства стали внебюджетные фонды. Многие работодатели жаловались на бюрократизацию — теперь приходилось заполнять несколько отчетных документов и предоставлять их в несколько органов. Выросло число проверок и проверяющих, что также отнюдь не облегчало жизнь бизнесу.

    По оценке председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, внутренние резервы российского бюджета равны 15-20 процентам от его объема.
    Одновременно нарастали проблемы с собираемостью. К началу 2016 года задолженность по взносам в ПФР превысила 200 миллиардов рублей. Недополученные средства, как уже отмечалось, — это бремя для бюджета. Трансферт из него постоянно растет. Например, в прошлом году Пенсионный фонд получил от государства 3 триллиона рублей (данные из Федерального закона №385 в редакции от 20 апреля 2015 года).

    Все эти проблемы не всплывали на поверхность до тех пор, пока бюджет не был дефицитным. Но сейчас, когда казне для баланса не хватает более 2 триллионов рублей, ситуация совершенно иная.

    Налоговая реформа предполагает возвращение ФНС функций администрирования страховых взносов. А внебюджетные фонды продолжат заниматься своими непосредственными обязанностями — распределением собранных налоговиками денег.

    Активная дискуссия о расширении функций ФНС ведется в России с 2013 года. Экспертный совет при правительстве подчеркивал, что данная мера позволит создать полноценный режим одного окна для плательщиков страховых взносов, упростив жизнь малому и среднему бизнесу. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, в свою очередь, отмечал, что ФНС — комфортный партнер для бизнеса. Впрочем, РСПП предлагает отсрочить передачу полномочий к ФНС до 2018 года, чтобы все смогли подготовиться к новым условиям работы.

    В целом же повышение платежной дисциплины, по разным экспертным оценкам, даст бюджету 40-50 миллиардов рублей в год. Это те самые внутренние резервы, о которых говорили Голикова и Макаров, — они начинают работать при повышении качества финансового управления.
    http://lenta.ru/articles/2016/04/06/fns/
     
    Замыкало нравится это.

Поделиться этой страницей