Список участников

Тема в разделе "Общие вопросы по регистрации юридических лиц", создана пользователем Reg-order, 6 фев 2018.

  1. Reg-order

    Reg-order Завсегдатай

    Регистрация:
    8 фев 2016
    Сообщения:
    3.251
    Симпатии:
    4.482
    Список участников.

    спис уч (1).jpg

    О таком документе как о списке участников, в принципе, всё понятно и ясно. Ничего сверхординарного список участников в себе не несёт. Документ как документ. К нему уже привыкли или же банально не обращают на него внимание. Даже если что-то и поменяется в требованиях, то, наверняка, это не будет сенсацией и новые требования воспримутся спокойно.
    На форуме отдельной темы, посвящённой списку участников нет, поэтому такой пробел закроем.​

    Список участников это документ, который должен вестись в обществах с ограниченной ответственностью (ООО). В других формах юридических лиц никакого списка участников не предусмотрено. Можно сказать это уникальный документ, специально придуманный для ООО, но идея позаимствована, явно, от акционерных обществ, аналог реестра акционеров. Но обо всём по порядку.


    Список участников для ООО введён, в давно забытом 2009 году, Федеральным законом от 30.12.2008 № 312. Именно тем самым, который кардинально изменил жизнь ООО (появился договор об учреждении, исчез учредительный договор, устав стал единственным учредительным документов, сделки по долям стали проводится в обязательном нотариальном порядке, создать ООО можно при уставном капитале не ниже 10 тыс. руб., регламентирована оплата долей, регламентировано преимущественное право покупки долей и др.).

    Ведение списка участников регулируется отдельной, маленькой, главой III.1 Закона об ООО № 14. Так, ООО ведёт и хранит список участников. Документ должен содержать:
    - сведения о каждом участнике общества;
    - размер долей участников в уставном капитале общества;
    - сведения об оплатах долей;
    - сведения о размере долей, принадлежащих обществу;
    - даты перехода или приобретения долей к обществу.

    Какой формат или вид списка участников необходим, Закон об ООО умалчивает. Получается как угодно (в бумажном или электронном виде), но вестись список должен. Общепринято, документ предоставляется в бумажном виде.

    Все ООО вели свои списки участников самостоятельно (с 1 июля 2009 года) ровно 8 лет, до теп пор, пока с 1 июля 2017 года в Закон об ООО не внесли поправки (Федеральный закон от 03.07.2016 № 360), позволяющие передавать ведение списка участников нотариусу. Вот только интересующихся такой возможностью не видно. Оно и понятно, зачем передавать нотариусу, если сами справлялись. Да к тому же платить нотариусу придётся, да и ездить к нему отдельно. Но при этом, передача списка участников нотариусу может иметь свои достоинства, ну например, данные списка защищены нотариусом, записи в список вносятся предельно правильно. В общем, передача списка нотариусу может быть интересна крупным игрокам бизнеса, вряд ли это для малых организаций.

    Список участников требуется не так часто, как может показаться, буквально в отдельных случаях:
    - в банк (при открытии счёта, при обновлении данных, когда прошла смена участников);
    - нотариусу при сделках (продажа/дарение доли), иногда (зависит от требовательности нотариуса) при удостоверении протокола (решений участников).​

    Но вот беда, забыл – не сделал список. Всегда к этому лояльное отношение. У нотариусов (не всех конечно) добрые помощники сами обычно предлагают шаблон списка для заполнения, а в банк можно и довезти потом.


    Когда надо начинать вести список участников?

    Сразу после государственной регистрации ООО.
    Отдельной кастой являются ООО, созданные до 1 июля 2009 года. Для них, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 30.03.2010 № 135 разъяснил, что начать вести список нужно с 1 июля 2009 года, данные указываются в список по состоянию на 1.07.2009.


    А есть ли какая-либо ответственность, штрафы за неведение списка участников?

    За неведение списка никакой ответственности не установлено. Если не ведётся, значит и ничего не хранится. Поскольку список участников относится к категории документов, которые ООО должно хранить, то именно за не хранение списка возможна административная ответственность по ч. 2 ст. 13.25 КоАП - до двух лет… Шутка!) Разумеется КоАП не устанавливает лишение свободы до двух лет, но штрафы существуют - на должностных лиц в размере от 2500 до 5000 рублей; на ООО - от 200 000 до 300 000 рублей. Такие штрафы вправе выписать сотрудник Росархива при проверке (п. 59 ч. 2 ст. 28.3 КоАП). А давно ли кто-то встречал, как сотрудник Росархива выезжает на проверку? Также, при прокурорской проверки могут выписать штраф (ч. 1 ст. 28.4 КоАП), но развитие сценария со штрафом из-за отсутствия списка участников очень маловероятен. Никогда не встречалось подобного.


    Можно ли получить копию списка участников в налоговой службе?

    Нет, если, разумеется, какой-нибудь чудак не сдавал его на регистрацию. Точнее, закон № 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ни в каком положении, ни при какой регистрации, не требует подачи списка участников в регистрирующую налоговую службу вместе с остальными документами.


    Может ли означать запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об участнике, недостоверность данных в списке участников о таком участнике?

    ЕГРЮЛ и список участников абсолютно разные вещи. ЕГРЮЛ ведёт ФНС. В ЕГРЮЛ запись о недостоверности вносится, как правило, по итогам проверки со стороны ФНС. Недостоверность исключительно «фишка» ФНС. У ФНС нет ни возможности, ни прав проверить данные в списке участников. Список участников не предусматривает такой записи. При этом, если иной орган не предусмотрен уставом, директор ООО обеспечивает равенство данных в списке участников и данных в ЕГРЮЛ. Может ли директор на основании недостоверности данных в ЕГРЮЛ внести пометку об этом в список участников? В принципе может. Делается это? Нет.


    Вообще, целесообразность списка участников достаточно сомнительна. Зачем нужен такой документ, если есть ЕГРЮЛ?
    Вспомним, что у закрытых акционерных обществ (ЗАО) было право выбора по ведению реестра акционеров. ЗАО могли сами вести реестр акционеров или же передать реестр специализированной фирме (регистратору). Впоследствии, форму ЗАО упразднили в АО, а реестры акционеров передали в обязательное ведение регистраторам. Вероятно, и для ООО приготовлен такой сюжет. Сегодня ООО, как было и у ЗАО, есть право выбирать, кто ведёт список участников. Первый шаг сделан. Схожесть действий законодателя очевидно прослеживается. Так неужели все ООО ждёт обязательное нотариальное ведение списка участников? ООО ждут корпоративные («семейные») нотариусы? ДА!)
    И на этой ошеломляющей новости закончим)

    regafaq.ru
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 7 фев 2018
    Mod.Ch., Markus и Medbrat-tm нравится это.

Поделиться этой страницей