Работа с самозанятыми: ФНС назвала признаки уклонения от налогообложения

Тема в разделе "Общие вопросы о праве и бухгалтерском учёте", создана пользователем Markus, 8 окт 2021.

  1. Markus

    Markus Завсегдатай

    Регистрация:
    25 мар 2015
    Сообщения:
    13.592
    Симпатии:
    8.309
    Работа с самозанятыми: ФНС назвала признаки уклонения от налогообложения

    Налоговая служба готовит поправки к приказу с концепцией планирования выездных проверок и критериями отбора налогоплательщиков для выездной проверки. Ведомство предлагает дополнить документ новыми признаками, которые могут показывать, что трудовые отношения подменили договорами с самозанятыми. О некоторых признаках ФНС сообщила.

    Один из них - организационная зависимость самозанятого от заказчика. Это выявляют по данным фактам:

    - регистрация в качестве плательщика НПД - обязательное условие заказчика;

    - заказчик распределяет самозанятых по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;

    - заказчик определяет режим работы плательщика НПД (продолжительность рабочего дня, смены, время отдыха и т.д.);

    - сотрудник заказчика руководит работой самозанятых, контролирует ее.

    О наличии другого признака, инфраструктурной зависимости, можно судить по тому, что плательщик НПД выполняет работу, используя только материалы, инструменты и оборудование заказчика.

    Кроме того, о подмене говорит порядок оплаты услуг самозанятого и их учет, аналогичный предусмотренному ТК РФ.

    ФНС поясняет: данные признаки показывают, что плательщик НПД ведет деятельность не сам.

    Документы: Письмо ФНС России от 16.09.2021 N АБ-4-20/13183@


    Вопрос: Об оценке налоговых рисков при выборе контрагентов, в частности при привлечении к выполнению работ граждан, применяющих НПД, и о передаче плательщиком НПД чека покупателю (заказчику).

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА


    ПИСЬМО
    от 16 сентября 2021 г. N АБ-4-20/13183@


    Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу оценки налоговых рисков, сообщает следующее.

    Для целей самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оценки рисков при выборе контрагентов, могут учитываться критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

    В соответствии с 12-м критерием оценки рисков "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском" при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, свидетельствующие о высокой степени вероятности отнесения контрагента налоговыми органами к категории проблемного (или "однодневки"), а сделок, совершенных с таким контрагентом, - сомнительных.

    При этом статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

    Ввиду того что способ осуществления деятельности, направленной на получение прибыли, определяется самим хозяйствующим субъектом, с учетом действующего законодательства, обстоятельства организации бизнес-процессов налогоплательщика, в том числе в части привлечения к выполнению работ граждан, зарегистрированных в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (далее - плательщик НПД), подлежат оценке налоговым органом исключительно в части правомерности отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствующей налоговой отчетности, устанавливаемой по результатам проведения мероприятий налогового контроля.

    Налоговый орган при проведении соответствующих мероприятий налогового контроля оценивает, ведется ли налогоплательщиком и иными лицами соответствующая деятельность самостоятельно и на свой риск с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов с принятием управленческих решений органами управления налогоплательщика или, напротив, от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно-единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, с задействованием общих материально-технических и (или) трудовых ресурсов и (или) средств индивидуализации.

    В свою очередь, налоговые претензии предъявляются налогоплательщикам в отношении их обязательств с контрагентами в случае выявления фактов злоупотребления, подтверждающих недобросовестные действия налогоплательщика, направленные на неуплату налога.

    Более того, исчерпывающий перечень документов, на основании которых сделки, совершенные налогоплательщиком, не могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления в порядке статьи 54.1 Кодекса, не может быть определен законодательно или какими-либо разъяснениями, поскольку при проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган может установить обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий налогоплательщика на неуплату налога и об использовании формального документооборота в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов по сделке (операции).

    Также ФНС России сообщает, что рекомендации по проведению налогового контроля с учетом норм статьи 54.1 Кодекса приведены в письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации". В частности, документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы, должны отражать достоверную информацию о реальной операции в соответствии с ее действительным экономическим смыслом.

    Дополнительно ФНС России сообщает, что типовые способы получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе при подмене трудовых отношений гражданско-правовыми с "плательщиками НПД", а также оказании (принятии) услуг и выполнении (принятии) работ "человекоемких" отраслей, учтены в проекте изменений к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, который в настоящее время находится на согласовании в структурных подразделениях ФНС России.

    В рамках указанных изменений проработан вопрос о характерных признаках применения схем уклонения от налогообложения, подразумевающих привлечение к выполнению работ "плательщиков НПД" в целях подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, и соответственно незаконной оптимизации страховых взносов и налога на доходы физических лиц.

    В указанных случаях одними из признаков подмены трудового договора с физическим лицом договором оказания услуг плательщиком НПД являются:

    1) организационная зависимость "плательщика НПД" от своего "Заказчика", то есть:

    1.1) регистрация физического лица в качестве плательщика НПД - обязательное условие "Заказчика";

    1.2) "Заказчик" распределяет "плательщиков НПД" по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;

    1.3) "Заказчик" определяет режим работы "плательщика НПД", в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;

    1.4) работник "Заказчика" непосредственно руководит и контролирует работу "плательщика НПД" на объекте (администраторы объектов);

    2) инфраструктурная зависимость "плательщика НПД" от "Заказчика", то есть "плательщик НПД" выполняет работу полностью материалами, инструментами и оборудованием "Заказчика";

    3) порядок оплаты услуг "плательщику НПД" и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному Трудовым кодексом Российской Федерации.

    Указанные признаки характеризуют "плательщика НПД" как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности.

    По вопросу исполнения плательщиком НПД своих обязанностей по передаче чека покупателю (заказчику) ФНС России сообщает, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход, плательщик НПД обязан с использованием мобильного приложения "Мой налог" и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.


    Действительный

    государственный советник

    Российской Федерации

    3 класса

    А.В.БУДАРИН

    16.09.2021
    http://www.consultant.ru/cons/cgi/o...=consultant&utm_medium=email&utm_content=body
     
    Reg-order и Medbrat-tm нравится это.
  2. Medbrat-tm

    Medbrat-tm Администратор Команда форума

    Регистрация:
    8 апр 2013
    Сообщения:
    24.929
    Симпатии:
    29.176
    Адрес:
    Страна улыбок
    Самозанятые, стучите :smile:
     
    САБУР и Markus нравится это.
  3. Mod.Ch.

    Mod.Ch. попить вынеси

    Регистрация:
    6 дек 2013
    Сообщения:
    25.476
    Симпатии:
    32.480
    Адрес:
    Москва
    [​IMG]
     
    Reg-order и Markus нравится это.

Поделиться этой страницей