Присвоенный ОКВЭД не лишает фирму права заниматься другими видами бизнеса

Тема в разделе "Общие вопросы о праве и бухгалтерском учёте", создана пользователем Markus, 15 окт 2019.

  1. Markus

    Markus Завсегдатай

    Регистрация:
    25 мар 2015
    Сообщения:
    13.593
    Симпатии:
    8.309
    Присвоенный ОКВЭД не лишает фирму права заниматься другими видами бизнеса


    ФНС раскрыла цели кодирования экономической деятельности в своем письме.

    ФНС прояснила вопрос о целях применения ОКВЭД, подчеркнув, что присвоение кодов видов деятельности при регистрации ООО необходимо лишь для классификации и кодирования.

    Присвоение этих кодов не запрещает организации вести другие виды деятельности (письмо от 22 августа 2019 г. № СА-17-2/229@). Такой же точки зрения ФНС придерживается и в отношении ИП.

    Ранее ФНС сообщала, что проверять достоверность ОКВЭД при регистрации не входит в ее обязанности. Однако если деятельность подпадает под льготное налогообложение, или же – для целей анализа отраслевых рисков налоговики имеют право проверить соответствие кодов и рекомендовать исправить.

    https://www.audit-it.ru/news/account/994940.html?utm_referrer=https://zen.yandex.com

    О несоответствии между ОКВЭД при регистрации и фактической деятельностью ООО

    Письмо Федеральной налоговой службы от 22 августа 2019 г. № СА-17-2/229@ "О рассмотрении обращения"

    Федеральная налоговая служба в соответствии с письмом, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

    По информации УФНС России, в отношении ООО в рамках компетенции налоговых органов организованы соответствующие контрольные мероприятия на предмет проверки приведенных доводов и анализа представленной информации в целях выявления возможных нарушений законодательства о налогах и сборах.

    В случае выявления нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, виновные лица будут привлечены к установленной законом ответственности.

    В связи с соблюдением налоговым органом налоговой тайны в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации предоставление третьим лицам имеющихся в налоговом органе сведений в отношении налогоплательщиков, в том числе о проводимых налоговым органом контрольных мероприятиях, не предусмотрено.

    Относительно присвоения организации кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) необходимо отметить следующее.

    Видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов присваиваются коды в соответствии с ОКВЭД, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (подпункт "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

    Как указано во введении к ОК029-2014 Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них.

    Следовательно, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности.

    Исполняющий обязанности
    руководителя Федеральной
    налоговой службы С.А. Аракелов
    https://www.audit-it.ru/law/account/995601.html

    1) Выбор ИП кодов ОКВЭД налоговики не свяжут с необоснованной налоговой выгодой

    Подавая на госрегистрацию ИП, физлицо самостоятельно определяет виды деятельности, которыми предполагает заниматься, и представляет сведения о соответствующих кодах по ОКВЭД для включения в ЕГРИП. При этом регистрирующий орган не должен проверять обоснованность указания в документах на госрегистрацию тех или иных кодов по ОКВЭД, указала ФНС.

    Заявленные при регистрации виды деятельности по ОКВЭД не влияют на определение налогоплательщиком его налоговых обязательств, за исключением случаев, прямо предусмотренных налоговым законодательством.

    Согласно подходам, существующим в судебно-арбитражной практике, присвоение налогоплательщиком какого-либо кода вида деятельности по ОКВЭД не лишает его права на ведение других видов деятельности и не свидетельствует о получении им необоснованной налоговой выгоды. Коды ОКВЭД нужны, в основном, для статистики, считает ФНС (письмо от 3 сентября 2018 г. N ЕД-19-2/263@).

    https://www.audit-it.ru/news/account/965060.html

    О присвоении при госрегистрации ИП и дальнейшем использовании кодов ОКВЭД

    Письмо Федеральной налоговой службы

    от 3 сентября 2018 г. N ЕД-19-2/263@

    "О рассмотрении обращения"

    Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение <...>, в части своей компетенции сообщает следующее.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов.

    Изложенные в обращении вопросы, касающиеся ввоза товаров на территорию Российской Федерации и продажи товаров, не отвечающим соответствующему качеству продукции, а также нарушений прав потребителей, не относятся к компетенции налоговых органов.

    Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей <...> зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 25.07.2018. Срок представления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения в налоговый орган по результатам предпринимательской деятельности еще не наступил.

    При этом в обращении не указаны конкретные факты нарушений индивидуальным предпринимателем <...> законодательства о налогах и сборах, документов, подтверждающих уклонение от уплаты налогов, к обращению не приложено. Вместе с тем, по информации Управления ФНС России по Санкт-Петербургу, копия обращения направлена в Межрайонную ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу для сведения и использования в контрольной работе.

    В части осуществления индивидуальным предпринимателем вида деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) следует отметить следующее.

    В силу статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и пункта 1.6. Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25 августа 2012 г. N ММВ-7-6/25@, индивидуальный предприниматель самостоятельно определяет виды экономической деятельности, которыми предполагает заниматься, и представляет сведения о соответствующих кодах по ОКВЭД для включения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

    При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для государственной регистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД.

    Заявленные при регистрации виды деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД не влияют на определение налогоплательщиком своих налоговых обязательств, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

    Согласно подходам, существующим в судебно-арбитражной практике, присвоение налогоплательщиком какого-либо кода вида деятельности по ОКВЭД не лишает его права на осуществление других видов деятельности и не свидетельствует о получении им необоснованной налоговой выгоды. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, и используется при решении задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов и подготовкой статистической информации.

    Действительный
    государственный советник РФ
    2-го класса Д.В. Егоров

    https://www.audit-it.ru/law/account/965661.html

    2) При госрегистрации юрлица не проверяется соответствие кодов ОКВЭД и оргформы

    Также ФНС намекнула, что не любые ее органы могут проверять достоверность сведений в ЕГРЮЛ.

    ФНС рассказала, как налоговики проверяют достоверность сведений в ЕГРЮЛ и каких конкретно данных о юрлицах это касается.

    Так, например, коды ОКВЭД указываются представителями юрлица самостоятельно и вносятся в ЕГРЮЛ при госрегистрации. При этом регистрирующий орган проверяет те сведения, на которые указывает закон 129-ФЗ, а остальные принимает на веру. К последним относятся и коды ОКВЭД.

    Отказать в госрегистрации из-за того, что коды по ОКВЭД не соответствуют организационно-правовой форме юрлица, не могут; нет и оснований для проверки такого соответствия.

    Может быть проведена проверка достоверности адреса или сведений о директоре, напомнила также ФНС. Импульсом к такой проверке может послужить жалоба какого-нибудь заинтересованного лица. При выявлении недостоверности налоговики направляют фирме предложение исправить ложные данные, и, если этого не сделано в срок, в ЕГРЮЛ появится "черная метка" о недостоверности.

    Могут ли такую проверку провести именно налоговые органы, а не регистрирующие (то есть уполномоченные на госрегистрацию)? ФНС ответила уклончиво. С одной стороны, ФНС и её территориальные органы составляют единую централизованную систему. С другой стороны, приказ о проверке достоверности, принятый в 2016 году, предусматривает лишь взаимодействие налоговых органов, причастных и непричастных к госрегистрации (письмо от 24 июня 2019 г. № ГД-3-14/6063@).

    О проверке налоговыми органами сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ

    Письмо Федеральной налоговой службы от 24 июня 2019 г. ГД-3-14/6063

    О сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ

    Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение сообщает следующее.

    1. В отношении внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений об учредителях (участниках) садоводческих некоммерческих товариществ.

    Согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, которые вносятся в названный реестр регистрирующим органом в соответствии со сведениями, указанными заявителем при государственной регистрации в заявлении о государственной регистрации, оформленном в соответствии с установленными требованиями (пункты 1.1 и 1.2 статьи 9 вышеназванного Федерального закона).

    До июля 2013 года в сведениях об учредителях садоводческих товариществ указывались данные о членах правления садоводческого товарищества (пункт 7.13 Методических разъяснений по порядку заполнения формы N Р17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", утверждённых приказом МНС России от 15 октября 2002 года N БГ-3-09/572 (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2002 года, регистрационный номер 3934); пункт 4.11 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утверждённых приказом ФНС России от 1 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2004 года, регистрационный номер 6220).

    Таким образом, до июля 2013 года в ЕГРЮЛ в сведения об учредителях (участниках) садоводческих товариществ вносились данные не обо всех учредителях (участниках) товарищества, а о членах правления товарищества.

    С июля 2013 года сведения об учредителях (участниках) садоводческих товариществ в заявлениях о государственной регистрации товарищества не указываются (пункт 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утверждённых приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2012 года, регистрационный номер 24139).

    При этом необходимо отметить, что исходя из положений пункта 4 статьи 18, статьи 19.1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" сведения об учредителях садоводческого товарищества, которые стали членами товарищества с момента государственной регистрации товарищества, содержатся в реестре членов товарищества.

    Одновременно необходимо отметить, что в настоящее время ФНС России проводит работу по внесению в установленном порядке изменений в формы заявлений, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, с учётом изменений, внесённых в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и иные федеральные законы в 2014 - 2019 годах. Планируемый срок вступления в силу соответствующего нормативного правового акта ФНС России - 2 полугодие 2019 года.

    2. В отношении проверки регистрирующим органом соответствия сведений о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) организационно-правовой форме юридического лица.

    Согласно подпункту "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о кодах по ОКВЭД, которые вносятся в названный реестр регистрирующим органом в соответствии со сведениями, указанными заявителем при государственной регистрации в заявлении о государственной регистрации.

    При этом необходимо отметить, что в соответствии с Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", коды по ОКВЭД определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

    Исходя из положений пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации содержащиеся в представленных при государственной регистрации документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных статьёй 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, положениями которой не предусмотрен отказ в государственной регистрации в связи с несоответствием кодов по ОКВЭД организационно-правовой форме юридического лица.

    Учитывая изложенное, правовых оснований для проведения проверки соответствия сведений о кодах по ОКВЭД организационно-правовой форме юридического лица не имеется.

    3. По вопросу достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица и лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

    Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц. Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@ (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 года, регистрационный номер 42195).

    Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений об адресе юридического лица или лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включённых в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

    В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включённых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений об адресе юридического лица или лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

    В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

    4. По вопросу осуществления проверки достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, налоговыми органами, на которые не возложены полномочия по осуществлению государственной регистрации юридических лиц.

    Из положений статьи 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

    Исходя из положений пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФНС России и её территориальные органы (управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

    Учитывая изложенное, положения приказа ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@ (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 года, регистрационный номер 42195) по проведению мероприятий по проверке достоверности сведений ЕГРЮЛ предусматривают взаимодействие территориальных налоговых органов, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц, и территориальных органов ФНС России, на которые такие полномочия не возложены.

    5. В отношении ответственности заявителей за непредставление или представление недостоверных сведений для включения в ЕГРЮЛ необходимо отметить, что такая ответственность предусмотрена пунктом 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    6. В отношении предоставления сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ.

    В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения и документы о конкретном юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 указанной статьи, и предоставляются в виде выписки из ЕГРЮЛ; копии документа (документов), содержащегося в ЕГРЮЛ и справки об отсутствии запрашиваемой информации.

    Сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, предоставляются в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утверждённым приказом Минфина России от 15 января 2015 года N 5н (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2015 года, регистрационный номер 37242).

    Таким образом, участники любого юридического лица вправе получить в установленном порядке содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения и документы.

    Действительный государственный

    советник Российской Федерации

    2 класса

    Д.Ю. Григоренко

    https://www.audit-it.ru/law/account/990806.html

    3) Налоговики могут при проверке выявить неверный ОКВЭД и посоветовать его исправить

    В письме от 30 мая 2018 г. N ЕД-4-15/10392@ ФНС рассказала о контроле за показателем основного вида экономической деятельности в целях исчисления и уплаты налогов.

    Ссведения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в том числе сведения о кодах по ОКВЭД вносятся на основании документов, представленных при госрегистрации. Коды ОКВЭД определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

    Регистрирующий орган не проверяет их на предмет соответствия. Кроме того, не установлена и обязанность налоговых органов по проверке обоснованности и контролю за правильностью указания вышеуказанных кодов.

    Вместе с тем, отдельные нормы НК о спецрежимах, а также о применении пониженных налоговых ставок или иных льгот по ряду налогов распространяются на объекты, связанные с конкретными видами экономической деятельности. В связи с этим налоговики в ходе проверок могут определять фактические виды деятельности хозсубъектов. Сведения об ОКВЭД также используются налоговыми органами для определения отраслевых рисков в рамках риск-ориентированного подхода к проверкам.

    При этом в случае выявления налоговыми органами сведений о возможном несоответствии ОКВЭД, заявленного налогоплательщиком, его фактическому виду деятельности налогоплательщику могут быть направлены рекомендации внести соответствующие изменения в установленном порядке.

    О контроле за правильностью указания кода вида экономической деятельности в целях налогообложения

    Вопрос:

    О контроле за правильностью указания кода вида экономической деятельности в целях налогообложения.

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    ПИСЬМО

    от 30 мая 2018 г. N ЕД-4-15/10392@

    ФНС России, рассмотрев письмо от 10.04.2018 по вопросу механизма контроля за показателем основного вида экономической деятельности в целях исчисления и уплаты налогов, сообщает следующее.

    Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (далее - Закон) установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Исходя из положений статьи 5 Закона сведения в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в том числе сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации.

    При этом необходимо отметить, что согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

    В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

    Кроме того, обязанность налоговых органов по проверке обоснованности и контролю за правильностью указания вышеуказанных кодов законодательством о налогах и сборах не установлена.

    Вместе с тем необходимо отметить, что отдельные нормы законодательства о налогах и сборах, регламентирующие порядок применения специальных налоговых режимов, а также определяющие право на применение пониженных ставок налогообложения или иных льгот и преференций по ряду налогов, распространяют свое действие в отношении объектов, связанных с конкретными видами экономической деятельности, осуществляемыми хозяйствующими субъектами. В связи с чем налоговыми органами при осуществлении функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах могут проводится контрольные мероприятия, направленные на определение фактических видов деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами. Сведения о кодах вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов также используются налоговыми органами для определения отраслевых рисков в рамках реализации модели риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий налогового контроля.

    При этом в случае выявления налоговыми органами в рамках вышеуказанных мероприятий сведений о возможном несоответствии кода вида экономической деятельности заявленного налогоплательщиком его фактическому виду деятельности налогоплательщику могут быть направлены рекомендации внести соответствующие изменения в установленном порядке.

    Действительный

    государственный советник

    Российской Федерации

    2 класса

    Д.В.ЕГОРОВ

    https://www.audit-it.ru/law/account/952815.html
     
    Reg-order и Sokolov нравится это.

Поделиться этой страницей