Правительство РФ спасает малый и средний бизнес Правительство Российской Федерации опубликовало объемный документ, посвященный малому и среднему бизнесу - "Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской федерации на период до 2030 года". Этот масштабный манифест изложен на 70 (!) страницах! Что же такого хорошего (да еще и так много) задумало Правительство Российской Федерации, в очередной раз обеспокоившееся малым и средним бизнесом? Стратегию можно условно разделить на 4 большие части: 1) преамбула и общее описание состояния малого и среднего бизнеса; 2) цели Стратегии; 3) способы достижения целей; 4) целевые показатели. Все четыре части по-своему интересны, поскольку как нельзя лучше отражают искаженное государственное восприятие не только малого и среднего бизнеса, но и проблем этой сферы. Первая часть стратегии представляет собой обобщенный доклад о развитии бизнеса в России по итогам 25 лет существования рыночной экономики. Первое, что бросается в глаза - это экспортный подход к оценке развития бизнеса. Да, именно экспортный, а не "экспертный". В докладе с сожалением констатируется, что доля малого и среднего бизнеса в экспорте составляет всего 6%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 35%, а некоторых (Китай) - до 50%. Это какое-то очень несвоевременное подведение итогов, поскольку существенный облик экономики был заложен еще очень давно, "польское чудо" мы проскочили в 90-х годах. По мнению авторов доклада, малый и средний бизнес "неожиданно" занимают очень скромное положение в российской экономике - всего 1/5 ВВП (при этом стоит отметить, что ВВП - откровенно устаревший показатель ХХ века, созданный для оценки экспортных способностей экономики, равно как и для спекуляций и демагогии). Кроме того, малый и средний бизнес в основном представлены микропредприятиями (95,5% малого и среднего бизнеса) в сфере торговли и услуг, тогда как идеологи Стратегии откровенно ждут от предпринимателей геройских подвигов - инноваций, вклада в экспорт, конкурентной продукции мирового уровня. В Стратегии, при описании плачевного состояния бизнеса, упоминается вклад Правительства РФ в его развитие, что довольно странно. Тем более, что описанная и существующая помощь (микрозаймы, субсидии, государственные гарантии, льготное кредитование, квоты в муниципальных и государственных конкурсах) в дальнейшем предлагается в качестве оригинального "лекарства". Впрочем, ради справедливости следует заметить, что в документе указаны и некоторые ошибки, допущенные Правительством РФ: отмена льгот по налогу на имущество организаций, введение торгового сбора, хаотичный подход к вопросу размещения торговых точек. Помимо прочего, в Стратегии упоминается и еще одна проблема бизнеса - низкая производительность труда, отстающая от уровня развитых стран в 2-3 раза. Очевидно, что "производительность труда" - очень скользкий показатель, который вобрал в себя множество факторов - от стимуляции и организации труда до общенационального подхода к наёмному труда. Также отмечается медленное сползание бизнеса в тень и рост неформальной занятости, правда, каких-то конкретных выводов из этой информации авторы Стратегии не делают, поскольку это довольно неприятно вскроет системные проблемы, решение которых и не предлагается. Вторая часть Стратегии посвящена целям и задачам. Собственная, основная цель Стратегии - координация мер помощи бизнесу, выработка единого стратегического подхода, методологии и норм при стимулировании и развитии бизнеса. Откровенно говоря, документ настолько полон канцелярщиной и благими пожеланиями, что даже координация, не говоря уже о конкретной помощи, кажется довольно сомнительной. В самом деле, о малом и среднем бизнесе вспомнили только на третий год затянувшегося кризиса российской экономики, которая получила три мощнейших удара в виде санкций, обвала цен на основной экспортный продукт и исчерпавшей себя модели развития. Системные проблемы российской экономики замедлили её рост до опасного уровня еще до кризиса, поэтому выработка Стратегии в 2016 году и её реализация до 2030 года выглядит совершенно несвоевременной и слишком пространной. В качестве результата Стратегия видит создание конкурентной экономики со значительным вкладом малого и среднего бизнеса, поэтому слово "инновационный" встречается в документе несколько десятков раз. В самом деле, если демагогию приправить инновационностью, то обычные разглагольствования о помощи бизнесу выглядят по-современному. В приложениях к Стратегии, большей частью состоящих из необходимых к подготовке документов (да, для начала необходимо потратить еще несколько лет на другие, такие же объемные документы, а там, может, малый и средний бизнес сами оживут) и ключевых показателей, нереалистичных для трезвого взгляда. Так, авторы Стратегии надеются, что: - производительность труда вырастет в 2 раза; - доля занятого населения в малом и среднем бизнесе вырастет до 35%; - доля бизнеса в ВВП вырастет до 40%, с приростом по 1% в год. В третьей части Стратегия декларирует свои основные принципы и способы для достижения заявленных целей. Принципы состоят из милых заявлений о том, что бизнес это главное, легализация это хорошо, надо быстро развиваться и играть по прозрачным правилам. Думаю, мы все слышали нечто подобное уже много раз. Поскольку Стратегия очень сильно напоминает дежурные речи на съездах КПСС, я взял на себя смелость выделить основные акценты документы: - инновации это очень хорошо! Зеленый свет инновациям, кредиты и субсидии в первую очередь - для инновационного бизнеса. Если же бизнес не только инновационный, но и импортозамещающий, то Правительство обещает буквально ковровую дорожку таким проектам; - малый и средний бизнес страдают от недостатка финансирования. Поэтому необходимо финансировать и стимулировать банки для развития кредитования, улучшить условия кредитования и доступ к финансированию, обеспечить секъюритизацию рынка финансовых услуг, оказывать предметную помощь перспективным проектам; - стимулирование спроса на продукцию за счёт... государства. Стратегия планирует расширить квоты малого и среднего бизнеса на участие в государственных и муниципальных закупках, а также упростить доступ к ним; - ограничение государства в этом секторе экономики, т.е. похоже государство неожиданно осознало, что государственный сектор в размере 50% ВВП ничего положительного не принёс. Однако надо иметь в виду, что рекомендуемое ограничение - очень условное. Ограничивать государственный сектор планируют исключительно в сфере малого и среднего предпринимательства, чтобы бизнес не был вынужден конкурировать с государством. Что касается государственного участия в крупном и сверхкрупном бизнесе, то здесь всё остается по-прежнему, что уже хорошо видно по липовой "приватизации" Башнефти; - лучше инноваций только экспорт! Для этого планируется создать специальную организацию, центр помощи, который будет централизовано оказывать всестороннюю помощь для выхода на экспортный рынок. Весьма скромное место в Стратегии отведено стимулированию внутреннего спроса, не связанного с государственными и муниципальными закупками. Кажется, Правительство РФ особо и не хочет трогать эту действительно комплексную и сложную проблему, хотя, вроде бы, невостребованность российской продукции на внутреннем рынке должна волновать в первую очередь, раз мы говорим о малом и среднем бизнесе. Что же предлагает Правительство делать для этого? Стандартизировать качество продукции (что будет подтверждаться особой маркировкой "Сделано в России"), организовывать ярмарки выходного дня (они проходят и сейчас, однако, часто страдают от произвола местных органов власти, которые, конечно же, материально вовлечены в их организацию), упрощать выход производителей сельскохозяйственной продукции на рынок. Невостребованность продукции вкупе с падающей покупательной способностью кажутся серьезными угрозами для развития малого и среднего бизнеса, ориентированного, в первую очередь, на внутренний рынок. Но идеологи не раз подчеркивают акцент на экспорте, а потому ждут роста производственной составляющий в малом и среднем бизнесе. Это, по задумке, позволит активнее повышать долю несырьевого экспорта. Из дежурных мер также можно упомянуть налоговые каникулы, появление "самозанятых граждан" (которые зачем-то должны выйти из тени), снижение административной нагрузки, упрощение отчетности... Но авторы Стратегии блеснули и творческим подходом, предложив, в качестве одного из путей развития бизнеса, краудфундинг. Это особенно комично выглядит на фоне общих туманных пожеланий, не затрагивающих реальных язв малого и среднего бизнеса. Всё это, в целом, выглядит невероятно вторично и очень осторожно. Так осторожно, чтобы не затронуть настоящие проблемы, заложенные в фундаменте современной российской экономики. В самом деле, многие из нас, будучи предпринимателями или работая с ними постоянно, прекрасно знают, с чем приходится сталкиваться. И это не малые квоты на муниципальные и государственные закупки или недостаточное развитие электронной и дистанционной торговли. Для развития своего дела приходится продираться сквозь бюрократические путы и общее недоброжелательное отношение к бизнесу, который вынужден расти уродливыми слабыми кустами в тени государства. Стратегия робко указывает на фискальную нагрузку, но лишь обещает не усугублять её. Стратегия с апломбом объявляет о масштабной помощи бизнесу, но государство не готово просто не мешать ему. Стратегия робко касается административной нагрузки, но она пока продолжает расти и расти. 2016-й год - явно поздний старт для этой Стратегии. Она опоздала на те самые 25 лет, за которые, по мнению авторов, малый и средний бизнес успели сформироваться. И уж тем более запоздалым выглядит решение развивать импортозамещение на третий год санкций и падения нефтяных котировок. А ведь Стратегия лишь служит общей рамкой для дюжины различных программ, которые еще не разработаны. Стратегией Добрых Пожеланий будет ведать Министерство экономического развития РФ, так что у его сотрудников прибавится работы и головной боли. P.S. 2018 год объявлен годом предпринимателя. Пропаганда предпринимательства тоже должна подстегнуть участие малого и среднего бизнеса в экспорте и вообще. Сим победиши! Mod.Ch. regafaq.ru
Как обычно) Главное, что сейчас можно ничего не делать. А когда придет время делать, то можно заняться чем-то еще. Как я писал в статье, весь смысл программы - аккуратно обходить системные проблемы, а свои пожелания и напутствия - покрывать густым слоем макияжа из инноваций, координаций, стимуляций и т.д.
Одна из самых прелестных историй на тему государственной поддержки инноваций, известных мне, это история по Российскую венчурную компанию, учрежденную Правительством. Ребята получили в уставный капитал 30 ярдов из бюджета для поддержки различных стартапов, но здраво рассудили, что стартапы дело рискованное и финансовый результат неочевиден. Поэтому тупо положили все деньги на депозиты в крупнейшие банки и стали весело жить на проценты. Поскольку их там всего было 2-3 десятка, причем среди них гражданин Израиля, гражданин Финляндии, жили они замечательно. Целых три года. Потом Генпрокуратура решила их проверить и все это вылезло, в результате чего Чайка направил письмо Путину, тогда Премьеру, письмо на тему на фига козе баян. Ребят разогнали, но не посадили, не украли же ничего, все 30 ярдов целехоньки))) http://genproc.gov.ru/special/smi/news/news-61783/
Ну не ВЧФ, конечно) ФВИ, как-то так) Не всё у них так криминально и плохо. Хотя при этом ФВИ - типичный образец подхода к проблеме - ДАТЬ ДЕНЕГ. А дальше оно как-то всё само. Да вот не как-то, и не само.
Зря ты, Федя, для меня Мой народ -- моя родня. Я без мыслей об народе Не могу прожить и дня!.. Утром мажу бутерброд -- Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льется в рот! Ночью встану у окна И стою всю ночь без сна -- Все волнуюсь об Расее, Как там, бедная, она? (с)
Mod.Ch., если вытянуть руку и вздернуть большой палец и при этом гриб от взрыва палец не перекроет-то все в порядке. Если перекроет, то можно и лечь!