Позиция ВС РФ о 2-х месячном сроке давности привлечения к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ

Тема в разделе "Общие вопросы о праве и бухгалтерском учёте", создана пользователем Markus, 17 мар 2023.

  1. Markus

    Markus Завсегдатай

    Регистрация:
    25 мар 2015
    Сообщения:
    13.593
    Симпатии:
    8.309
    Интересная тема освещалась на канале коллег План Б (https://t.me/bi_plan/472), про позицию Верховного Суда РФ о двухмесячном сроке давности привлечения к ответственности, предусмотренной статьёй 15.1 КоАП РФ.

    С десяток лет назад, ещё до законодательного внедрения онлайн-касс, вопрос о том, какой срок давности привлечения по 15.1 КоАП даже и не возникал, все справедливо ориентировались на два месяца и от этого плясали, а потом, с внедрением новых касс, поменялся 54-ФЗ, поменяли срок давности привлечения к административной ответственности по кассам (с 2 месяцев до года) и поскольку применение ККТ и кассовую дисциплину бизнесменов на земле проверяют одни и те же люди, постепенно фокус сроков давности по 15.1 стал крениться в сторону срока давности по 14.5 по весьма произачному мотиву - где контрольно-кассовая техника, там же рядом и кассовая дисциплина и, что характерно, все эти годы можно было видеть судебные акты различных инстанций и округов, которые реально поддерживали позицию налоговиков о том, что срок давности по 15.1 составляет 1 год. Конечно, были и другие суды, которые читали статью 4.5 КоАП намного внимательнее и не видели предпосылок для годовалого срока давности в вопросах проверки кассовой дисциплины бизнеса и теперь точку поставил Верховный Суд.

    Почему я уделяю этому внимание? Да потому что в такой короткий срок провести проверку, обнаружить нарушение, задокументировать его и реализовать всю процедуру привлечения к административной ответственности просто нереально.

    Это правонарушение не длящееся, соответственно, 2 месяца мы считаем с даты его совершения.

    Где-то в конце 2022 года до территорий доводили письмо ФНС о том, что вместе с проверкой ККТ нужно будет проверять и соблюдение указаний ЦБ (3210-У и 5348-У), за нарушения положений которых как раз и наступает ответственность по ч.1 ст.15.1 КоАП, все эти моратории и запреты когда-то закончатся или когда-нибудь ЦА ФНС вчитается повнимательнее в положения 248-ФЗ и поймёт, что в условиях моратория вполне себе можно совместить выездное обследование с контрольной закупкой и последующими административными санкциями за неприменение ККТ, но вот позиция ВС РФ по 15.1 надолго сохранится в памяти у бизнесменов (да и думаю у правовиков ФНС, которые визируют все эти постановления на предмет законности).

    По факту, к судебному акту претензий нет и быть не может, а вот ответственность бизнеса за ряд хулиганских действий с наличными денежками бизнеса и подотчетами фактически упразднена, до внесения соответствующих законодательных изменений.

    Конечно не исключается тот факт, что кто-то по счастливой (или роковой) случайности окажется привлечён к ответственности по данной статье, но это будет скорее разовая и неожиданная акция, нежели вдумчивая отработка.

    Если вспомнить как замечательно этот инструмент использовался для нервирования налогоплательщиков, создания им всякого рода проблем с истребованием талмудов документов для этих так называемых проверок полноты оприходования, как бизнес судорожно заполнял на коленке эти кассовые книги, рисовал закрытие подотчетов непонятно чем, а в конце все равно получал штрафы и порой не один и даже не два, а сразу пять, по 40 тысяч рублей каждый, просто вот так, на ровном месте.

    От этих воспоминаний и осознания, что как раньше уже не будет, слезы на глаза наворачиваются.

    Более грустной новостью для ФНС, наверное, может стать только запрет истребовать грузовики документов вне рамок проверки, по п.2 ст.93.1 НК РФ, или запрет проводить комиссии по легализации рабочие встречи по НДС.

    Законных инструментов давить на бизнес, тюкать им мозг и трепать нервы становится все меньше, а ограничительных рамок все больше, и несмотря на то, что в ходе тех же рабочих встреч количество угроз и страшных небесных кар (в случае отказа от уточнения и доплаты НДС) может звучать бескрайнее количество, налогоплательщикам нужно отдавать себе отчёт в том, что 90 процентов этих угроз таковыми и останутся в воздухе, поскольку отработать всех и как следует не хватает ни времени, ни ресурса, но вот пообещать обрушить всю мощь гнева ФНС на буйну голову налогоплательщика - это святое.
    https://t.me/nalog_inspector_chat/7559
    Определение ВС No 309-ЭС22-18349 15.02.2023 дело No А47-12975/2021
    https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/...2021_20230215_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True
     

Поделиться этой страницей