Поправки в 14-ФЗ и 208-ФЗ Ну что, соскучились? Не беда, ведь "совершенствование законодательства" ведётся беспрестанно и безжалостно. Пока мы все приходим в себя от гениальных новогодних поправок, а также от беспардонного своеволия ФНС, законодатель подготовил пакет поправок в законы, посвященные ООО и АО. При этом, несмотря на то, что с начала корпоративной реформы 2014 года прошло уже полтора года, федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" так и не был приведен в соответствие с Гражданским кодексом. На этот раз законодатель предлагает изменить порядок доступа участников/акционеров к документам общества. Каким предполагается сделать доступ к документам акционерного общества? Для публичных акционерных обществ устанавливается закрытый перечень документов, к которым будет осуществляться доступ. Это: - договор об учреждении; - устав; - свидетельства; - внутренние документы, регламентирующие работу органов управления; - положения о филиале или представительстве; - годовой отчет, бухгалтерская отчетность; документы бухгалтерской (финансовой) отчетности; - протоколы общего собрания акционеров, заседаний ревизионной комиссии; - отчеты оценщиков; - списки аффилированных лиц общества; - заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля; - проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию; - уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения; - решения и постановления третейского суда, а также судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, в том числе к определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска. Но не всё так просто! Акционеры, обладающие не менее чем 2% голосующих акций, получают доступ к договорам, правоустанавливающим документам на активы общества и к протоколам заседаний совета директоров. Если у акционера менее 25% голосующих акций общества, он обязан указывать деловую цель, ради которой запрашиваются документы. Кроме того, акционер, имеющий менее 25% голосующих акций, не может запросить такие документы как: - протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) - документы бухгалтерского учета; - иные документы, обязанность хранения которых предусмотрена законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также правовыми актами Российской Федерации. Однако общество в любом случае может отказать в запросе акционеру, обладающему менее чем 25% голосующих акций, если: - акционер не укажет цель запроса; - информация находится в свободном доступе; - запрашиваемая информация может быть использована во вред обществу (!); - запрошенная информация относится к периодам ранее 5 лет. Зато отказать акционеру, обладающему более чем 25% голосующих акций, нельзя. А вот непубличные акционерные общества, за некоторыми ограничениями, вольны в том, кому и как устанавливать доступ к информации. Если говорить об ООО, то для них законодатель, в целом, устанавливает такие же, как для непубличных акционерных обществ, условия доступа и условия ограничения доступа к информации. Причем по умолчанию не устанавливается пороговое значение доли. С другой стороны ООО вольно устанавливать свои правила. При этом, и для ООО, и для АО условия ограничения не могут быть жёстче, чем это изложено в законе. Иными словами, нельзя ограничить доступ к документам на основании того, что участник/акционер обладает чрезмерно большими ушами или предпочитает Вагнера Баху. Цель поправок очевидна. Казалось бы очевидна. Сбор информации об обществе является одним из главных признаков начавшейся рейдерской атаки (о чем я писал в первой и второй частях статьи о рейдерстве). Обычно рейдеры завладевают незначительным количеством акций и получают доступ к конфиденциальной информации. Теперь появится возможность пресекать подобную подозрительную активность. По всей вероятности, это побочный положительный эффект, поскольку, если судить по пояснительной записке (прикреплена внизу статьи), то мотивация у законодателя несколько другая: у миноритариев материальный интерес меньше, чем у крупного владельца, а потому им совершенно незачем знать, что происходит в компании. Вдруг он собирается извлечь выгоду, использовав инсайдерскую информацию? Похоже на презумпцию виновности, не правда ли? Это особенно нехорошо выглядит на фоне того, что российский крупный бизнес в основном характеризуется наличием большого числа мажоритарных владельцев, так уж повелось в России. Ради справедливости, всё же, надо отметить, что законодатель провёл анализ зарубежного опыта, а предлагаемые меру, в целом, послужат защите от рейдерских атак. Mod.Ch. regafaq.ru
какое рейдерство?))) просто государство не хочет чтобы ты совал свой нос в роснефть и прочие газпромы.
Alpo, я поэтому и написал - "побочный положительный эффект". А так да. Для России характерна сверхконцентрация участия в бизнесе, поэтому интересы мажоритариев превыше всего. Кстати, отчасти по этой же причине у рейдерства в России достаточно специфические черты.
Дорога в ад вымощена благими намерениями. Это перевод с английского. По-русски говоря, все через жопу. Или по Черномырдину, хотели как лучше, а получилось, как всегда. Сразу вспомнилась недавняя борьба с рейдерством через нотариальное удостоверение увеличения УК. Постралает ли рейдерство, хз, а честные люди пострадают однозначно. Эх...правила форума...