Поправки Минстроя в ГрК: второй компфонд, территориальность и уровни ответственности членов СРО

Тема в разделе "Лицензирование и СРО", создана пользователем Artemius, 10 май 2016.

  1. Artemius

    Artemius Допуски СРО и Лицензии

    Регистрация:
    23 апр 2014
    Сообщения:
    263
    Симпатии:
    116
    [​IMG]

    Министерство строительства России разместило на Официальном сайте проектов нормативных правовых актов поправки в Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования». Обсуждение законопроекта продлится до 17 мая 2016 года включительно.

    Этот тот самый проект закона, ставший реальностью благодаря постановлению заместителя Председателя Правительства Дмитрия Козака, свалившемуся на голову стройкомплекса незадолго до нового года. Проектом ФЗ, занимающим более сотни страниц, предлагается внесение значительного количества поправок и дополнений, в том числе касающихся существующего сегодня строительного саморегулирования. В частности, в нем содержится уточнение понятия саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Намечены также коррективы для статей о градостроительной деятельности; требованиях к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса; инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; архитектурно-строительном проектировании; стройконтроле; госстройнадзоре; выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию; и многих других.

    Понятие СРО

    Саморегулируемой организацией в строительной сфере предлагается именовать некоммерческую организацию, созданную в форме ассоциации (союза) и основанную «на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания и (или) осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору ... заключенному с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором)».

    Авторы предлагают также зафиксировать, что функции технического заказчика могут выполняться только членом СРО. Исключениями предполагается сделать юридические лица, основанные на государственной и муниципальной собственности, а также созданные с участием государства, субъектов или муниципальных образований.

    Минстрой также выходит с идеей внесения изменений в статью 55.2 «Приобретение статуса саморегулируемой организации». Вместе с некоторыми уточнениями, в проекте есть новый абзац, согласно которому партнерство, имеющее статус СРО, может принять решение о своем преобразовании в НКО с иной организационно-правовой формой или о собственной ликвидации, но только после исключения сведений о ней из государственного реестра СРО. При этом средства компенсационного фонда (фондов) такой саморегулируемой организации должны будут передаваться национальному объединению, членом которого являлась такая СРО.

    Второй компфонд

    Как можно заметить из предыдущего абзаца, законопроектом вводится понятие нескольких компенсационных фондов. В тексте проекта ФЗ содержится пункт о наличии второго такого фонда. По идее авторов, он может быть создан в случае, если не менее чем 20 членов некоммерческой организации выразят намерение принимать участие в закупках работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов капстроительства на конкурсной основе (и не менее чем 30 членов в случае со строительной СРО), когда проведение конкурса или аукциона является обязательным. Решение принимается на основании заявлений инициаторов, последующем волеизъявлении коллегиального органа управления и когда за эту идею проголосуют более половины членов такой СРО. При этом предполагается, что «компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств» будет рассчитываться в виде произведения количества членов СРО (инициаторов) на минимальный размер взноса в такой компфонд, принятый в соответствии со статьей 55.16 Кодекса для каждого такого члена «в зависимости от уровня его ответственности по обязательствам, указанного в заявлении». Об уровнях - чуть ниже.

    По идее авторов, партнерство может приобрести статус СРО если все ее члены зарегистрированы в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация. Напомним, на этом пункте - членстве в СРО по территориальному признаку - долгое время настаивал генеральный директор НП «Сахалинское Саморегулируемое объединение строителей» Валерий Мозолевский, а также представители других партнерств. Минстрой пошел на встречу данной инициативе и предлагает включить в ГрК пункт, согласно которому некоммерческая строительная организация для приобретения статуса СРО не должна иметь «территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована».

    Национальный реестр специалистов

    Проект содержит новую Статью 55.5-1. «Специалисты, осуществляющие организацию выполнения проектных и изыскательских работ, организацию строительства». Такими специалистами предлагается считать лиц, с которыми ИП или юрлицо заключили трудовой договор и на которых специальным актом возложены обязанности по организации проектных и изыскательских работ в должности главного инженера (главного архитектора) проекта, по организации строительства на объектах капитального строительства в должности главного инженера строительной организации, в отношении определенных объектов капстроительства. По проекту, сведения о них должны собираться в соответствующий национальный реестр, организованный нацобъединением. Попасть в него можно только через СРО, которая представит нацобъединению документы, подтверждающие соответствие специалиста всем требованиям.

    Взносы в компфонд

    Авторы предлагают подчеркнуть, что в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юрлица, в том числе иностранные, и ИП при условии соответствия требованиям, а также уплаты таким лицом в полном объеме взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации (Статья 55.6 Прием в члены саморегулируемой организации). Для этого необходимо будет представить заявление, в котором, помимо прочего, должны быть указаны сведения о намерении (или об их отсутствии) принимать участие в закупках работ, а также необходимые для включения в национальный реестр специалистов документы сотрудников.

    Стоит также добавить, что в проект ФЗ попала фраза, что «не допускается уплата взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса, а также его уплата третьими лицами, не являющимися членами такой СРО».

    Право на работу

    Член СРО, отмечается в проекте, может выполнять работу при наличии у саморегулируемой организаций компфонда обеспечения договорных обязательств, но только если совокупный размер обязательств по указанным договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был перечислен взнос (Статья 55.8 Право члена СРО выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства). При этом количество договоров подряда не ограничивается.

    Для подтверждения права выполнять работу члену СРО предлагается раз в год направлять в саморегулируемую организацию документы, необходимые для определения размера обязательств по договорам. Их перечень, если потребуется, разработают нацобъединения. Если по истечении отчетной даты документы получены не были, СРО сможет самостоятельно запрашивать их у единой информационной системы.

    Информация о договорах также будет направляться в СРО заказчиком, заключившим с членом СРО договор. В ответ он по запросу может получить подтверждение уплаты взноса компфонд.

    Если закон примут в текущем виде, СРО будет слать своему участнику "письма счастья" о превышении уровня ответственности по обязательствам, если такое случится, а также уведомления о необходимости увеличения предельного размера взноса в компенсационный фонд до необходимого уровня. Когда доплаты не последует, член СРО потеряет право принимать участие в новой закупке. Запрет на выполнение текущих работ по договорам проектом Минстроя не предусматривается.

    Хранение дел членов СРО

    Дела действующих членов саморегулируемой организации предполагается хранить в СРО, но не вечно, как сейчас. Документы прекративших членство в СРО авторы предлагают держать в архиве еще в течение 10 лет. А в случае исключения сведений о СРО из государственного реестра - передавать их в национальное объединение саморегулируемых организаций.

    Минимальные взносы в компфонд и уровни ответственности

    Минимальный размер взноса в компенсационный фонд ставится в зависимость от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам. Всего их авторы придумали пять.

    - если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ не превышает 25 миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации) - взнос предлагается установить на уровне не менее 50 тысяч рублей;
    - если не превышает 50 миллионов рублей (второй уровень ответственности) - 150 тысяч рублей.
    - если не превышает 300 миллионов рублей (третий уровень ответственности) - 500 тысяч рублей;
    - если составляет 300 миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности) - один миллион рублей.

    При намерении принимать участие в закупках работ:

    - в случае если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 25 миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации) - 150 тысяч рублей;
    - если не превышает 50 миллионов рублей (второй уровень ответственности) - 350 тысяч рублей;
    - если не превышает 300 миллионов рублей (третий уровень ответственности) - 2,5 миллиона рублей;
    - от 300 миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности) - 3,5 миллиона рублей.

    Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта:

    - если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации) - 100 тысяч рублей;
    - если не превышает 500 миллионов рублей (второй уровень ответственности) - 500 тысяч рублей;
    - если не превышает трех миллиардов рублей (третий уровень ответственности) - 1,5 миллиона рублей;
    - если не превышает десяти миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности) - 2 миллиона рублей
    - от 10 миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности) - 5 миллионов рублей.

    При намерении принимать участие в закупке работ:

    - если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 миллионов рублей (первый уровень ответственности) - 400 тысяч рублей;
    - если не превышает 500 миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации) - 2,5 миллиона рублей;
    - если не превышает 3 миллиардов рублей (третий уровень ответственности) - 4,5 миллиона рублей;
    - если не превышает 10 миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности) - 7 миллионов рублей
    - от 10 миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности) - 25 миллионов рублей.

    Субсидиарная и солидарная ответственность

    Возмещение ущерба предлагается производить двумя способами: субсидиарным, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору подряда, и солидарным - в ситуациях, описанных в статье 60 действующего сейчас Кодекса.

    Субсидиарную ответственность несут:

    а) СРО в пределах 1/4 доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
    б) соответствующее национальное объединение СРО в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра и передачи ей компфонда, соответственно, тоже в пределах 1/4 доли.

    Если ответственность члена СРО по договору подряда, заключенному на конкурсной основе, застрахована - реальный ущерб, а также неустойку (штраф) по указанным договорам предлагается разрешить возмещать в части, не покрытой страховыми возмещениями.

    Госзакупки

    Сейчас, согласно ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Минстрой предлагает уточнить, что если исполнение контракта обеспечивается взносом в специальный компенсационный фонд СРО, предельный размер обязательств не может быть меньше размера начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

    Надежные банки

    Саморегулируемая организация, согласно проекту, обязана будет разместить средства компенсационного фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Минстрой также предлагает передавать данные о счете в Ростехнадзор и национальное объединение и подтверждать их соответствующей справкой (выпиской) банка.

    Административная ответственность

    Выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации когда это обязательно, или с нарушением установленного порядка подтверждения права выполнения таких работ по договору подряда предлагается признавать административными правонарушениями. Соовтествующие изменения планируется внести в статью 9.5.1 КоАП. Работа без членства в СРО, по мнению Минстроя, должна караться штрафом в размере до 50 тысяч рублей. Нарушение установленного порядка подтверждения права выполнять работу - штрафом до 40 тысяч рублей. За повторное нарушение правил подтверждения предлагается накладывать санкции в размере до 50 тысяч рублей или наказывать приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

    Источник
     

    Вложения:

    dmb нравится это.

Поделиться этой страницей