Новый механизм обжалования отказов

Тема в разделе "Новости о регистрации юридических лиц", создана пользователем tanya_regseminar, 9 июл 2014.

  1. tanya_regseminar

    tanya_regseminar Активист

    Регистрация:
    10 апр 2014
    Сообщения:
    3.037
    Симпатии:
    2.883
    Новый механизм обжалования отказов
    4 июля в третьем чтении принят закон об обязательном досудебном обжаловании решений об отказе в регистрации.
    Осталось только дождаться подписания закона Президентом и опубликования. Закон вступит в силу через 30 дней после его официального опубликования.

    Согласно новому закону решения об отказе в регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
    Решения о регистрации организаций могут обжаловаться как в судебном порядке, так и путем подачи жалоб в вышестоящие регистрирующие органы.

    Таким образом, для обжалования отказа теперь обязательно нужно сначала подать жалобу в вышестоящий регистрирующий орган (УФНС по региону), дождаться решения по этой жалобе, и только после этого, если необходимый результат не достигнут, - подать жалобу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Центральный аппарат ФНС) и/или иск в суд.

    Давайте рассмотрим вводимую процедуру обжалования отказов подробнее.

    СРОК ДАВНОСТИ
    Подать жалобу заявитель имеет право в течение 3 месяцев с момента получения решения об отказе в регистрации.

    КУДА ПОДАВАТЬ ЖАЛОБУ
    Жалобу на действия территориального регистрирующего органа можно подать либо в вышестоящий регистрирующий орган (и тогда он самостоятельно будет запрашивать необходимые дополнительные документы в нижестоящем регистрирующем органе, с добавлением 10 рабочих дней на запрос этих документов) либо в регистрирующий орган, который вынес решение об отказе в регистрации (и он в течение 3 рабочих дней сам перешлет жалобу и необходимые документы из рег.дела в вышестоящий регистрирующий орган). По срокам второй вариант предпочтительнее (три рабочих дня против десяти), хоть и вызывает некоторые опасения в части попыток виновного регистрирующего органа как-то замять дело, скрыть факт обращения заявителя с жалобой и т.п.

    РЕЗУЛЬТАТ
    Вышестоящий регистрирующий орган (УФНС) / уполномоченный федеральный орган (ФНС) может вынести три вида решений:
    - об оставлении жалобы без рассмотрения (из-за нарушений процедуры подачи жалобы);
    - об отмене решения регистрирующего органа;
    - об оставлении жалобы без удовлетворения.

    СРОКИ ПРОЦЕДУР
    Если жалоба оставляется без рассмотрения по формальным основаниям, то на принятие соответствующего решения отводится 5 рабочих дней, на сообщение заявителю – 3 рабочих дня. Итого почти 2 недели, не считая работы Почты России.
    На рассмотрение и принятие решения по жалобе (отменить решение нижестоящего органа или оставить его без изменения) отводится 15 рабочих дней, плюс 10 рабочих дней на запрос дополнительных документов от нижестоящего органа или заявителя (а запрос необходим в большинстве случаев), плюс 1 рабочий день на вручение или направление решения заявителю и в нижестоящий регистрирующий орган.
    Итого получается почти целый календарный месяц, без учета временных затрат на почтовую доставку решения до заявителя.

    Далее, если вышестоящий орган принял решение об отмене решения территориального органа об отказе в регистрации, регистрирующий орган обязан вынести новое решение и внести запись в ЕГРЮЛ в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения решения вышестоящего органа. (Будем надеяться, что внутри системы решения будут направляться не по Почте России, а по внутренней системе электронного документооборота, что повысит оперативность реализации распоряжений).

    При этом желательно, чтобы после получения отказа в регистрации в ЕГРЮЛ не вносились иные изменения, которые могут стать препятствием для внесения изменений по жалобе, если возникнут противоречия в записях ЕГРЮЛ, то регистрирующий орган вынесет решение об отказе в регистрации данной корректировки.

    Если же вышестоящий орган принял решение об оставлении жалобы без удовлетворения, заявитель получает право обратиться в суд или в ФНС РФ.
    При этом сроки рассмотрения новой жалобы ФНС будут такими же, как и по первому этапу. Подать пакет на рассмотрение ФНС можно также через территориальный регистрирующий орган.

    Срок для обращения в ЦА ФНС или в СУД исчисляется с момента получения заявителем уведомления о принятом решении или самого решения вышестоящего регистрирующего органа (об оставлении решения территориального регистрирующего органа без изменения), либо, если решение вышестоящим органом в установленный срок не принято (не получено заявителем) – со дня истечения 25 рабочих дней с момента подачи жалобы (если дополнительные документы не предоставлялись), либо 25 рабочих дней с момента получения заявителем решения о продлении срока рассмотрения жалобы (в связи с запросом дополнительных документов).

    ЦЕЛИ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
    Из Пояснительной записки к законопроекту:
    «Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать заинтересованных лиц к разрешению внутри системы регистрирующих органов возникших конфликтов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности для заинтересованных лиц в реализации своих прав и законных интересов.
    Лица, не согласные с отказом в государственной регистрации и заинтересованные в скорейшем внесении сведений в государственные реестры, получат дополнительное средство для менее затратного (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с оплатой услуг представителей) и более быстрого (15 дней) способа защиты своих прав».

    Таким образом, по замыслу авторов, процедура вводится в первую очередь для упрощения механизма обжалования решений регистрирующих органов, повышения оперативности и эффективности рассмотрения споров об отказах, снижения расходов на обжалование (пошлины, время, работа представителей) и разгрузки судов от этих специфичных разбирательств.
    Конечно, по срокам все не так радужно, как описывают авторы, ибо 15 рабочими днями вряд ли какое-то рассмотрение может обойтись, так как редко какой спор можно рассматривать без запроса документов из территориального регистрирующего органа, таким образом, время разбора ситуации (как мы уже рассчитывали выше) составит около месяца, плюс еще неделя на внесение в реестр изменений территориальным регистрирующим органом.
    Полтора месяца - это довольно большой срок для компаний, у которых горят сделки и работа которых заблокирована из-за неправомерно принятого решения регистрирующего органа.
    Заявители же, которые хотят оспорить позицию не только территориального регоргана, но и вышестоящего органа и ФНС – в любом случае потратят это время впустую.
    Поэтому, конечно, с этих позиций сложно воспринимать новый порядок положительно.

    Но с другой стороны, при условии если сохранится тот проактивный подход к рассмотрению дел, который мы видим в большинстве случаев при взаимодействии с представителями Управлений ФНС по регионам и особенно Центрального аппарата ФНС, можно смело надеяться, что обоснованные претензии будут в основном справедливо разрешаться в досудебном порядке, в результате чего произвол в территориальных регистрирующих органах на местах сократится, и заявителей перестанут злорадно посылать в суд с уверенностью в собственной безнаказанности.

    Положительным моментом станет повышение информированности вышестоящих органов о работе нижестоящих за счет более широкого применения процедуры, то есть - более глубокий контроль качества и синхронизация работы сети регистрирующих органов.

    Сейчас механизмом отправки жалоб в вышестоящие регистрирующие органы пользуются только самые «продвинутые» заявители, главным образом, с подачи юристов и профессиональных регистраторов.
    При этом иногда в ответ на жалобы вышестоящий орган отвечает отпиской, все-таки перепосылая заявителя в суд (заявляя об отсутствии права на отмену отказа в регистрации иначе, как в судебном порядке), или поддерживая территориальный орган, несмотря на всю абсурдность и неправомерность его позиции.

    Тем не менее, на наш взгляд, процедура урегулирования конфликтов с использованием механизма обращений в вышестоящие регистрирующие органы хорошо себя зарекомендовала, и после придания этой процедуре официального статуса она сможет выступить действенным рычагом повышения качества оказываемых ФНС услуг и налаживания взаимоотношений между госорганами и бизнесом.

    Основной минус этой системы – его растянутость во времени.
    Принимая во внимание происходящий перевод работы регистрирующих органов на электронные рельсы со сканированием всей входящей документации, сроки рассмотрения жалоб можно было бы сократить с 25 до 10-15 рабочих дней, с учетом времени на предоставление необходимых бумажных документов (вышестоящий регистрирующий орган мог бы получить прямой доступ к сканам всех предоставленных для регистрации документов, и запрашивать документы в бумажном виде только в случае каких-то технических сбоев в сканировании).

    Еще один важный момент.
    Новый механизм предусматривает, что при подаче жалобы через Интернет она должна быть подписана ЭЦП заявителя или его представителя.
    (В данный момент подать жалобу через сайт ФНС можно без дополнительного электронного удостоверения личности: http://nalog.ru/rn77/service/obr_fts/).
    А так как электронная подача имеет огромное преимущество перед бумажной в части оперативности подачи и получения уведомлений о ходе рассмотрения жалобы (по email), необходимость получения представителями компаний личных ЭЦП становится все более очевидной.

    Текст закона в третьем чтении можно скачать по ссылке.

    Полная документация по законопроекту:
    http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgen..
    Отслеживаем подписание закона Президентом здесь:
    http://news.kremlin.ru/acts

    Звягина Татьяна,
    Руководитель проекта "Регсеминар"
    https://vk.com/regseminar
     
    КОШЕЧКА, Бах, dmb и 9 другим нравится это.
  2. amd

    amd Завсегдатай

    Регистрация:
    15 апр 2013
    Сообщения:
    5.465
    Симпатии:
    5.586
    Интересно, чья ЭЦП должна быть, заявителя или регеры тоже могут обжаловать отказ? По идее, конечно, обжалует тот, чьи права нарушены, но в этом случае, прежде чем стать заявителем надо ЭЦП оформлять. Что сильно снижает удовольствие от данной процедуры и увеличивает сроки и затраты. В общем, как обычно, хотели как лучше, а получилось...
     
  3. tanya_regseminar

    tanya_regseminar Активист

    Регистрация:
    10 апр 2014
    Сообщения:
    3.037
    Симпатии:
    2.883
    22 июля опубликован закон о введении обязательного досудебного обжалования отказов в регистрации - Федеральный закон от 21.07.2014 № 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":
    http://pravo.gov.ru:8080/page.aspx?111645

    Закон опубликован именно в рассмотренной выше редакции и вступает в силу 22 августа 2014 г.
    --- добавлено, 23 июл 2014 ---
    Об этом - в статье 25.4 обновленного ФЗ о госрегистрации:
    "1. ... Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.
    3. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, подающего жалобу, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя".
     
  4. dmb

    dmb Офисный роботник

    Регистрация:
    15 апр 2013
    Сообщения:
    12.399
    Симпатии:
    12.905
    Статья 25.5. Оставление жалобы без рассмотрения
    1. Вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что:
    д) имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

    Сильно! Получаю я отказ по адресу и жалуюсь, на что мне дают ссылку на ЛЮБОЕ решение суда, где отказ оставили в силе? Так что ли?
     
  5. Бах

    Бах Завсегдатай

    Регистрация:
    7 ноя 2013
    Сообщения:
    13.195
    Симпатии:
    8.807
    почему на любое? только если решение уже вынесено именно по
     
    dmb нравится это.
  6. dmb

    dmb Офисный роботник

    Регистрация:
    15 апр 2013
    Сообщения:
    12.399
    Симпатии:
    12.905
    Спасибо за перевод.)))
    Главное, чтобы и наша любимая 46 так же это перевела.
     
    САБУР нравится это.
  7. Бах

    Бах Завсегдатай

    Регистрация:
    7 ноя 2013
    Сообщения:
    13.195
    Симпатии:
    8.807
    нзч)
    да такого решения в принципе быть не может, какой-то непонятный пункт, потому что сначала жалоба, а потом уже иск.
     
  8. dmb

    dmb Офисный роботник

    Регистрация:
    15 апр 2013
    Сообщения:
    12.399
    Симпатии:
    12.905
    Решение может быть, я не зря про адрес пример взял (это наше все, мммать!): берем конкретный адрес и берем 2 решения суда по нему с противоположным результатом. Ясно дело, что все опять судом кончится.
     
  9. Бах

    Бах Завсегдатай

    Регистрация:
    7 ноя 2013
    Сообщения:
    13.195
    Симпатии:
    8.807
    как оно может быть, до жалобы после отказа???
    теоретически возможно, но врятли на практике так получится.
    Каждое последующее решение, как правило исходит от ранее вынесенного, до соответствующих разъяснений вышестоящего суда, что первое было по таким-то основаниям вынесено не верно или теперь стоит трактовать по другому.
     
    САБУР нравится это.
  10. 888

    888 Завсегдатай

    Регистрация:
    15 апр 2013
    Сообщения:
    14.883
    Симпатии:
    9.442
    А жалоба в ЦА ФНС подаваемая после решения управления по региону об оставлении жалобы на отказ без удовлетворения подается на решение об отказе или на решение управления об оставлении жалобы без удовлетворения.
    Наверное, всё-таки на отказ? Нужно ли указывать в таком случае на неудачную попытку обжалования? Наверное нужно, иначе дадут ответ, что уже оставили без удовлетворения, или как?
    Млин, что всё-таки обжаловать, отказ или решение управления?
     
  11. tanya_regseminar

    tanya_regseminar Активист

    Регистрация:
    10 апр 2014
    Сообщения:
    3.037
    Симпатии:
    2.883
    Попробуйте и то, и другое :smile:
     
    888 нравится это.
  12. 888

    888 Завсегдатай

    Регистрация:
    15 апр 2013
    Сообщения:
    14.883
    Симпатии:
    9.442
    и можно без хлеба... ))
    Это как так попробовать? Две жалобы подать что-ли?
    А если серьезно?
     
  13. tanya_regseminar

    tanya_regseminar Активист

    Регистрация:
    10 апр 2014
    Сообщения:
    3.037
    Симпатии:
    2.883
    Я серьезно, в одной жалобе написать что-то вроде:
    пересмотреть решение УФНС и обязать ИФНС зарегистрировать изменения.
     
    САБУР нравится это.
  14. tanya_regseminar

    tanya_regseminar Активист

    Регистрация:
    10 апр 2014
    Сообщения:
    3.037
    Симпатии:
    2.883
    Можно и не просить, они сами сделают.
    У меня такое было, УФНС по МО встало на сторону наложки, я перенаправила всю кипу в ФНС и заявила просто, что они не правы.
    И ФНС согласилась, что не правы и обязала ИФНС все харегистрировать.
     
    888 и САБУР нравится это.
  15. tanya_regseminar

    tanya_regseminar Активист

    Регистрация:
    10 апр 2014
    Сообщения:
    3.037
    Симпатии:
    2.883
    Правда, было уже поздно, покупатель не мог ждать 2 месяца и отказался от сделки, в итоге пришлось вручную все откатывать назад.
     

Поделиться этой страницей