Медосмотр и страховые взносы По мнению Минфина России, если организация компенсирует работникам суммы их расходов по прохождению ими самостоятельно обязательных медицинских осмотров, такие суммы компенсации облагаются страховыми взносами. Всем набившее в школе оскомину правило, что от «перемены мест слагаемых сумма не меняется», совершенно не работает в налоговых правоотношениях. Здесь действуют иные принципы. Что подтверждает нам письмо ФНС России от 24.12.2019 № БС-3-11/10931@. О чём речь? Не будем углубляться в детали трудовых отношений, (здесь это не так важно). Просто напомним, что на основании ст. ст. 212 и 213 ТК РФ и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, некоторые работодатели обязаны проводить за свой счёт и предварительные, и все последующие периодические медосмотры своих работников. Но нужно ли начислять на эти затраты обязательные страховые взносы? В п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для компаний признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных в п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ. В пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ поименованы все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат. Это всё известно, но налоговики сделали из этих положений два потрясающих вывода! Если работодатель организует проведение обязательных медицинских осмотров своих работников, то такие расходы компании не признаются объектом обложения страховыми взносами. Если работодатель компенсирует работникам суммы их расходов по прохождению ими самостоятельно обязательных медицинских осмотров, такие суммы компенсации облагаются страховыми взносами. Ведь в перечне, содержащемся в пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, такие компенсации не поименованы. Где логика? Если компания напрямую оплачивает медикам проведение медосмотра работника, то оснований для начисления взносов нет. А если работник оплачивает этот же медосмотр фактически деньгами компании, то основания для начисления взносов внезапно появляются. Очевидно, что это странное требование нужно оспаривать в арбитражных судах, и тогда уже у налоговиков не будет оснований не признавать судебных решений. При этом не помогла плательщику страховых взносов, задавшему вопрос, ссылка на Определение ВС РФ от 29.10.2019 № 306-ЭС19-9697 по делу № А12-24556/2018. По мнению ФНС России, указанное решение было вынесено в части положений, регулируемых Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, утратившим силу 01.01.2017, и значит, не актуально. А что там, собственно говоря, было указано? Что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда. (См. также Постановления Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12, от 03.12.2013 № 10905/13, от 10.12.2013 № 11031/13 и Определение ВС РФ от 04.09.2017 № 303-КГ17-6952). Так ведь это общий принцип, и отмена Закона № 212-ФЗ на него никак не распространяется. Тем более, что текст главы 34 НК РФ практически воспроизвёл текст Закона № 212-ФЗ. https://nalog-forum.ru/opinions/medosmotr-i-strakhovye-vznosy/#article Вопрос: О страховых взносах при организации работодателем обязательных медосмотров, а также при компенсации работникам расходов на их прохождение. Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 24 декабря 2019 г. N БС-3-11/10931@ Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение от 25.11.2019 по вопросам разъяснения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и в рамках компетенции налоговых органов сообщает следующее. Исходя из положений статей 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников. Статьей 213 Трудового кодекса определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. К ним относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений. Предусмотренные статьей 213 Трудового кодекса категории работников проходят медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (далее — Порядок). Согласно пунктам 6 и 7 Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров возлагаются на работодателя. Кроме того, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем. С учетом изложенного прохождение обязательного предварительного (при устройстве на работу) и периодического (в течение трудовой деятельности) медицинского осмотра работника должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию и за счет средств работодателя. Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Согласно пункту 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса. Кроме того, в подпункте 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса поименованы все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат. В случае если работодатель организует проведение обязательных медицинских осмотров своих работников, что в соответствии с положениями статьи 213 Трудового кодекса является обязанностью организации и не связано с выплатами работникам, то такие расходы организации не признаются объектом обложения страховыми взносами. В противном случае, если организацией компенсируются работникам суммы их расходов по прохождению ими самостоятельно обязательных медицинских осмотров, такие суммы компенсации облагаются страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, поскольку не установлены законодательством Российской Федерации, и в перечне, содержащемся в подпункте 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса, такие компенсации не поименованы. Одновременно сообщаем, что упомянутое в обращении Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697 по делу N А12-24556/2018 вынесено в части положений, регулируемых Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившим силу 01.01.2017 года. Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК 24.12.2019 http://www.v2b.ru/documents/pismo-fns-rf-ot-24-12-2019-n-bs-3-11-10931/