КС запретил исключать из ЕГРЮЛ банкротов до завершения процедуры конкурсного производства

Тема в разделе "Новости о регистрации юридических лиц", создана пользователем САБУР, 20 май 2015.

  1. САБУР

    САБУР Администратор Команда форума

    Регистрация:
    3 апр 2013
    Сообщения:
    18.954
    Симпатии:
    18.332
    Конституционный суд РФ сегодня опубликовал на своем сайт постановление, которым налоговикам запрещается исключать из ЕГРЮЛ формально недействующие компании, в отношении которых судом введена процедура банкротства.

    Поводом к проверке конституционности п. 2 ст. 211 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". стала жалоба ООО "Отделсервис".

    На основании спорной нормы должник "Отделсервиса" – обанкротившаяся компания ООО "Лидер" – была исключена из Единого государственного реестра юридических лиц Федеральной налоговой службой, как недействующая. В связи с этим определениями Арбитражного суда Алтайского края было прекращено производство по делу о банкротве "Лидера" и "Отделсервис" лишился возможности вернуть задолженность. Решение налоговиков в суде опорить не удалось.По мнению заявителя, спорная норма закона о госрегистрации юрлиц неправомерно позволяет налоговым органам принимать решение об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица.

    КС, рассмотрев материалы дела, указал, что именно суду принадлежит полномочие принимать окончательные решения по обеспечению защиты прав участников гражданского оборота в связи с подачей кредитором заявления о банкротстве должника. Ликвидация юрлица-должника и, как следствие, исключение его из ЕГРЮЛ возможна только по завершении процедуры конкурсного производства.

    Прекращение правоспособности юрлица в административном порядке, по мнению Конституционного суда, приводит к необоснованному ограничению прав кредитора, поскольку предопределяет вынесение судом решения о прекращении производства по делу о банкротстве, что не гарантирует эффективную защиту прав кредитора и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти.

    В итоге КС признал спорную норму несоответствующей Конституции РФ в той мере, в которой она допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства. Дело компании-заявителя подлежит пересмотру.

    С текстом постановления Конституционного суда от 18 мая 2015 года № 10-П/2015 по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 211 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" можно ознакомиться здесь.
    http://pravo.ru/news/view/118750/
     
    Mod.Ch., Юрикасан, sockets и ещё 1-му нравится это.
  2. Вэл Rich

    Вэл Rich Завсегдатай

    Регистрация:
    16 апр 2013
    Сообщения:
    683
    Симпатии:
    419
    Оч гуд. Если еще внесут поправку, то вообще будет замечательно.
     
  3. САБУР

    САБУР Администратор Команда форума

    Регистрация:
    3 апр 2013
    Сообщения:
    18.954
    Симпатии:
    18.332
    Ликвидация ФНС юрлиц нарушает права кредиторов
    Автор: Евгения Ефименко

    [​IMG]
    Фото Право.Ru
    Конституционный суд отменил норму Закона о регистрации юридических лиц, согласно которой налоговая инспекция вправе исключить из ЕГРЮЛ недействующие организации. Поводом для проверки послужила жалоба фирмы, которая запустила процедуру банкротства должника, но так и не дождалась возврата своих денег, потому что на следующий день после открытия конкурсного производства ФНС исключила дебитора из реестра юридических лиц. Рассмотрев ситуацию, КС решил, что административный порядок ликвидации ставит под удар права кредиторов.

    С жалобой в Конституционный суд обратилось ООО "Отделсервис" из города Бийска. В 2012 году это общество выиграло в Арбитражном суде Алтайского края иск к ООО "Лидер" о взыскании 463 356 руб. по договору поставки (А03-3055/2012). Не получив долга, истец инициировал процедуру банкротства должника (А03 – 6722/2013) и 13 июня 2013 года встал в очередь кредиторов. Однако в августе ФНС приняла решение об исключении "Лидера" из ЕРГЮЛ как фактически не действующего на основании п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юрлиц. Эта норма, введенная в 2005 году, предусматривает административную ликвидацию в случае, если организация в течение года не осуществляла операций по хотя бы одному банковскому счету и не подавала отчетности о налогах и сборах. Как предписано п. 3 и 4 указанной статьи, ФНС опубликовала свое решение в "Вестнике государственной регистрации" и разместила на сайте vestnikgosreg.ru. Это необходимо для того, чтобы кредиторы и иные заинтересованные лица могли подать свои возражения, и в этом случае ликвидация происходит в общем порядке.

    11 декабря 2013 года АС Алтайского края признал должника банкротом и открыл конкурсное производство. Расходы на него в размере 150 000 руб. понес "Отделсервис". Но на следующий день налоговая инспекция, так и не получив отклика кредиторов на объявления, исключила "Лидер" из реестра юридических лиц. "Отделсервис" обратился в суд, требуя признать это решение незаконным и восстановить запись об ООО "Лидер" (А03–933/2014), однако в мае 2014 года суд отказал ему, ссылаясь, в числе прочего, на п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и акты ВАС, посвященные толкованию этой нормы – информационное письмо Президиума от 17 января 2006 года и постановление Пленума от 20 декабря 2006-го. Решение устояло в вышестоящих инстанциях. В итоге производство по делу о банкротстве было прекращено из-за отсутствия должника. Также суд не дал хода заявлению конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя "Лидера" Андрея Петрунина.

    Не согласившись с таким положением дел, "Отделсервис" поставил перед КС вопрос конституционности п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц. Коллегия рассмотрела жалобу заявителя и нашла ее обоснованной. Мотивы судей ясны из постановления, опубликованного 20 мая.

    Судьи констатировали, что исключение недействующих компаний из ЕГРЮЛ оправдано, потому что обеспечивает достоверность сведений из реестра и предотвращает недобросовестное использование неактивных юридических лиц. Это идет на пользу стабильности гражданского оборота. К тому же, пп. 3 и 4 ст. 21.1 направлены на раскрытие информации, выявление заинтересованных лиц и защиту их прав при ликвидации должника, поэтому сама по себе оспариваемая норма не может рассматриваться как противоречащая Конституции.

    Затем коллегия судей переходит к частной ситуации – ликвидации организации как недействующей в том случае, если в отношении нее возбуждено дело о банкротстве по заявлению кредитора. Как написано в постановлении, мера административного воздействия здесь должна быть соразмерна и адекватна конституционным ценностям. Исключение несостоятельного должника из ЕГРЮЛ возможно только по завершению конкурсного производства, в ходе которого удовлетворяются требования к нему. Поэтому, как утверждается в постановлении, ликвидация юрлица в административном порядке приводит к необоснованному ограничению прав кредитора.

    Подытоживая свои рассуждения, судьи КС пришли к выводу, что принятие госорганом решения об исключении должника из реестра влечет за собой судебное решение о прекращении дела о банкротстве ввиду отсутствия этого юрлица de jure, что несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции и федеральному закону.

    В итоге суд постановил признать п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации незаконным в части, позволяющей ликвидировать по решению ФНС юридическое лицо, в отношении которого по заявлению кредитора введена процедура банкротства. А решения арбитражей, принятые по делу "Отделсервиса" на основании этой нормы, КС распорядился отправить на пересмотр.

    По словам партнера "Инфралекс" Артема Кукина, в ходе обсуждения административной ликвидации недействующих юрлиц в ВАС поднимался вопрос о том, что такая процедура может нарушать права кредиторов. Но аргументы о необходимости разгрузки судов, заваленных делами о банкротстве отсутствующих должников, оказались тогда сильнее, говорит Кукин. Согласно его точке зрения, в данном деле Конституционный суд справедливо отдал предпочтение процедуре банкротства, потому что она, в отличие от административной, защищает права кредиторов.

    Павел Герасимов, партнер бюро "Падва и Эпштейн", соглашается в положительной оценке постановления Конституционного суда. Однако он считает не совсем верным, что КС ограничился лишь теми ситуациями, когда процедура банкротства начинается по заявлению кредитора, потому что она может быть возбуждена и по инициативе должника.

    По мнению Анастасии Савельевой, партнера фирмы "Некторов, Савельев и Партнеры", принятое КС РФ решение отвечает логике развития законодательства последних лет, которая избегает возлагать на участников оборота обязанность по информированию госоргана, если тот сам обладает нужными знаниями или может их получить из публичного источника. В дальнейшем законодатель по-новому изложит оспоренный пункт, потому что он действительно нужен для поддержания ЕГРЮЛ в актуальном состоянии, уверена Савельева.
    http://pravo.ru/story/view/118762/
     
    Тортилла нравится это.
  4. Тортилла

    Тортилла Завсегдатай

    Регистрация:
    28 авг 2013
    Сообщения:
    580
    Симпатии:
    1.284
    "С юридической точки зрения Постановление КС РФ невозможно обойти принятием другого акта. Изменить закон придется, - считает Михаил Жолудев, управляющий партнер юридической фирмы "КПФМ". - Налоговые органы от такого изменения правил будут не в восторге, так как польза от административного исключения есть. Налоговикам трудно администрировать большое количество недействующих организаций, что стоит немалых бюджетных денег". А упрощенная ликвидация позволяет "очистить" реестр от фирм, которые фактически прекратили свою деятельность, но "забыли" завершить ее официально. "Из-за громоздкой процедуры ликвидации организации множество фирм остаются заброшенными своими участниками, и в итоге Единый госреестр юрлиц уже не отражает реального перечня организаций и перегружен "мертвыми фирмами", - считает Алексей Тарасов, юрист "Европейской юридической службы".

    При этом на практике у "удобной" нормы есть не только отмеченные судом недостатки. "В нашей юридической практике был случай, когда фирма получала документы в налоговой, предоставляла отчетность, заключала сделки, осуществляла платежи партнерам, открывала счета в банке и даже оплачивала налоги, пока совершенно случайно не выяснилось, что она уже как год ликвидирована, - рассказывает Михаил Жолудев. - Парадокс ситуации заключался был в том, что коммуникации с фирмой вела одна инспекция, а ликвидировала ее другая".

    Если налоговой службе запретят использовать внесудебную ликвидацию юридических фирм, она, скорее всего, вернется к уже опробованной практике актуализации реестра. "Как разовое, точечное решение и возможен ранее примененный вариант, когда законом предлагается пройти юридическим лицам перерегистрацию и тем самым подтвердить фактическую деятельность, - говорит юрист. - Кто не подтвердил, автоматически признается недействующим и подлежащим ликвидации в административном порядке. Вспомним, когда в начале нулевых пришлось очистить реестр от сотен тысяч недействующих предприятий, зарегистрированных в девяностых. Это было сделано путем массовой перерегистрации юрлиц. Эффект был положительный".

    "Российская Бизнес-газета" №999 (20)
     
    Mod.Ch., Вэл Rich и САБУР нравится это.
  5. САБУР

    САБУР Администратор Команда форума

    Регистрация:
    3 апр 2013
    Сообщения:
    18.954
    Симпатии:
    18.332
    Новая перерегистрация - отлично.
     
    Mod.Ch. нравится это.

Поделиться этой страницей