Коммерческие юридические лица до революции

Тема в разделе "Общие вопросы по регистрации юридических лиц", создана пользователем Mod.Ch., 8 май 2016.

  1. Mod.Ch.

    Mod.Ch. попить вынеси

    Регистрация:
    6 дек 2013
    Сообщения:
    23.383
    Симпатии:
    31.061
    Адрес:
    Москва
    Коммерческие юридические лица до революции
    На сегодняшний день юридическое лицо - это не просто один из основных участников хозяйственных (и не только) отношений, но и удобный и гибкий инструмент ведения бизнеса. Количество юридических лиц растёт каждый день, за каждым из них своя история - от магазина в спальном районе до промышленного предприятия, от молодого предпринимателя до прожжённого мошенника. Но когда-то юридические лицо были редкостью, явлением неизвестной природы.

    Замедленное развитие капиталистических отношений в Российской Империи было прервано Октябрьской революцией, а новым хозяевам страны коммерческие юридические лица были интересны всё меньше и меньше, до полной ликвидации всякой частной предпринимательской деятельности после Великой Отечественной войны.
    С началом "кооперативного движения" в конце 80-х активизировалась законотворческая деятельность, однако, только уже после развала СССР в России корпоративное законодательство наверстало упущенное.
    А что, собственно, было упущено? Почти всё - взрывная эволюция предпринимательского права, торговая революция и развитие информационных технологий сильно обесценили наследие Российской Империи.

    Развитие института юридических лиц в дореволюционной России, и, в частности, коммерческих юридических лиц, имело продолжительную и интересную историю, которая оборвалась на полуслове. Наверное, огромный разрыв длиною век вынудил начинать всё с чистого лица, ибо обращаться к опыту прошлого уже было поздно. При этом определенные сферы законодательного регулирования в Российской Империи восхищают до сих пор и заставляют задуматься, насколько сложной и многообразной тогда была наша страна.

    Общее развитие (долгое время - технологическое, позже - правовое) в России несколько отставало от Западной Европы. Это, несмотря на очевидные недостатки, позволяло избегать ряда ошибок, совершаемых в ходе внедрения теории в практику. То же самое можно сказать и про развитие юридических лиц.

    До Петра Великого сложно вести предметный разговор о юридических лицах. Т.е., разумеется, и в России существовали некие образования, напоминавшие юридические лица, например - артели (которые, в целом, близки к производственному кооперативу и отсылают нас к корпорациям в римском праве). Но это были неформальные и непостоянные образования.

    Первым российским юридическим лицом в современном понимании стала акционерная компания. К началу XVIII века подобия акционерных компаний (обособленных, не физических лиц, имевших правоспособность и складочный капитал, разделенный на акции (части) уже существовали в Западной Европе, например - в Нидерландах. Двигателем прогресса, конечно, служила торговля, и именно потребности торговли бросали вызов существующим порядкам.

    Но, в отличие от Западной Европы, в Российской империи акционерные компании заинтересовали Петра Первого еще и возможностью решать конкретные вопросы. Предполагалось, что, с одной стороны, акционерная компания позволит аккумулировать частный капитал, а с другой стороны, совокупность капиталов и усилий можно будет использовать для государственных интересов. Например - для развития северных территорий.
    Ярчайшим примером этого подхода стала Российско-американская компания, созданная как для извлечения прибыли, так и для развития русских колоний на Аляске. Компания была учреждена при Павле I, и ввиду её большой значимости государство отвечало по обязательствам компании.

    По сути, государство и стало проводником новых идей в право. Естественно, поскольку акционерная компания рассматривалась и как инструмент государственной политики, учреждение акционерной компании носило разрешительный характер, который сохранился до Октябрьской революции.
    С точки зрения государства, оно даровало группе лиц (изначально это были купцы) право извлекать прибыль, причем это право часто было исключительным. По этой причине разрешительный порядок в дореволюционном праве именовался "концессионным", это действительно сильно напоминало концессии.
    Причем отголоски концессионного подхода сохранились до Октябрьской революции. Так, в Своде Законов Российской Империи указывалось, что государство может даровать компании исключительное право на использование какой-либо важной технической новинки.

    Как я уже упоминал, тот факт, что новшества из Западной Европы приходили в Россию с запозданием, иногда давал преимущества. Так, до начала активного внедрения института акционерного общества, российские государственные мужи могли внимательно изучить опыт западных стран, дабы не допустить ошибок (например, чего только стоит авантюрная история с Banque générale, когда безудержная эмиссия ценных бумаг привела к коллапсу).

    Пожалуй, первым коммерческим корпоративным юридическим лицом в России можно считать "Российскую в Константинополе торгующую компанию", учрежденную по частной инициативе и с разрешения Сената в середине XVIII века. Как можно понять из названия, компания создавалась для экспорта российских товаров.
    В дальнейшем подобные компании под конкретный проект создавались всё чаще и чаще.

    Впрочем, никакого бума при этом не наблюдалось. Это во многом связано с особенностью развития российской экономики в тот период и политикой государства (поздний меркантилизм, сочетавшийся с практически полностью аграрной экономикой). Поэтому сложный порядок, требующий императорского разрешения, не выглядел экстраординарным и неповоротливым.

    Большой вклад в развитие института коммерческих юридических лиц был сделан императором Александром I. Его Манифест от 01 января 1801 года не только закреплял институт акционерных компаний, но и вводил новые организационно-правовые формы: полные товарищества и товарищества на вере.
    Манифест, помимо прочего, регламентировал и порядок регистрации товариществ. Прежде всего было необходимо заключить договор, после чего следовало внести в магистрат и в думу выписку из договора. Также о создании товарищества следовало известить ряд лиц (т.е. сделать что-то вроде публикации в нашем Вестнике государственной регистрации) "печатными листами".
    В выписке, представляемой для "регистрации", указывался вид товарищества, имена, место жительства и сословную принадлежность полных товарищей. В выписке также должны были значиться подписи и печати учредителей, а также размер внесенных вкладов.

    Эти нормы позже попали в Свод Законов Российской империи после кодификации огромной разрозненной массы нормативных актов Российской Империи, осуществленной знаменитым Сперанским.

    Однако даже законодательное закрепление уже трёх видов коммерческих юридических лиц не решало, мягко говоря, важного вопроса: а что такое юридическое лицо?
    Как это ни странно, нормативного определения юридического лица не было до начала ХХ века. Российская юриспруденция, которая, как и любая другая европейская, основывалась на римском праве, из него же черпала подход к институту юридического лица.

    Напомню, что в римском праве юридическое лицо было квази лицом, т.е. неким домысливанием, допущением, фикцией. Разумеется, российское право знало юридическое лицо, но оно было исключением, "не-физическим лицом", "сословием лиц" и т.д. Законодательно понятие юридического лица (без раскрытия содержания) было упомянуто только в 1906 году, в статье 80 Основных Законах Российской Империи - "Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом".

    Впрочем, до этого большой вклад в развитие корпоративного права вносил Правительствующий Сенат, который из органа исполнительной власти стал аналогом современного Верховного суда. Его решения по судебным спорам имели огромное значения.

    И вот, в 1880 году, в решении № 246 по одному частному делу Сенатом было дано определение юридического лица, используемое в дальнейшем российскими юристами. Так, юридическое лицо - это субъект права, не подходящее под определение физического лица (определение через отрицание!), и возникающее с разрешения власти. Юридическое лицо создается для достижения целей (не противных нравственности, закону и здравому смыслу) и может иметь права, обязательства, необходимые для достижения его целей. За юридическим лицом признается право на собственность, которое не имеет отношения к праву собственности его участников.

    Это может показаться пустяком, но ведь так было не только с определениями. Законодательство не поспевало и за меняющимися потребностями. От этого сильно страдали акционерными компании (которым, например, было запрещено эмитировать акции не предъявителя), что решалось довольно забавным образом.

    Дело в том, что, как уже было упомянуто выше, акционерные компании создавались буквально по воле государя. Это делалось не потому, что государство было таким недальновидным и реакционным и пыталось держать в узде частную инициативу. Просто государство заботилось о последствиях, а за примерами далеко ходить не надо - мы уже говорили про акционерный банк, учрежденный Джоном Ло.
    Кроме того, акционеры не несли субсидиарной ответственности по долгам компании ни при каких обстоятельствах, а это, разумеется, могло привлечь огромное количество мошенников.
    Так вот, поскольку акционерная компания создавалась с высочайшего разрешения, то и договор об учреждении (игравший роль устава) имел приоритет над законом! Это позволяло, в свою очередь, подстраивать нормы договора под нужды компании. Договора-устава, в частности, позволяли эмитировать акции на предъявителя, выпускать облигации и т.д.

    К концу XIX века законодательство, преодолевая инерцию, пыталось поспеть за динамичной реальностью (причем не только экономической, но и политической. Так, Свод законов Российской Империи, в его последней редакции, предоставлял льготный режим для французских и бельгийских капиталов). В случае с акционерными компаниями дело решалось логикой (раз Император разрешил - к чёрту ваши законы!), а в случае с другими организационно-правовыми формами было сложнее.

    Помимо компаний, к коммерческим юридическим лицам относились полные товарищества и товарищества на вере. Их создание носило явочный характер. Как и в акционерных компаниях, учредительным документом был договор-устав. Хотя, по мнению юристов, договор был особенным, т.к. регулировал вопросы управления и организации в юридическом лице, к нему применялись общие нормы гражданского права.
    В зависимости от вида деятельности товарищества могли дополнительно регулироваться специальными законами - Уставом Кредитным, Уставом Горным, Уставом Торговым.

    Различия между "особыми" акционерными компаниями, к учреждению которых был причастен государь, и товариществами, учреждение которых было исключительно частной инициативой, существовали и сфере корпоративных споров.
    Так, споры между акционерами решились исключительно в суде, на основе Устава гражданского судопроизводства. А вот товарищи могли выяснять отношения между собой и директором в ходе общего собрания или в третейском суде.

    В целом, такой особый характер акционерного общества не был чем-то из ряда вон выходящим. Акционерные общества, из-за идеи ограниченной ответственности, в принципе долгое время вызывали подозрения и в Западной Европе. А если говорить про наше время, то в той же ФРГ создание акционерного общества до сих пор - дорогой и долгий процесс.
    На фоне этого наши ЗАО и непубличные акционерные общества выглядят странно.

    Концессионный подход к юридическим лицам выражался и в предусмотренном институте преференций. В Своде законов Российской Империи государство могло даровать юридическому лицу, например, льготное налогообложение или какое-то исключительное право, как уже упомянутое право использовать технологическую новинку.

    Большой интерес представляет собой процедура регистрации юридических лиц. В отличии от акционерных компаний, товарищества создавались явочным порядком, как это было установлено еще в Манифесте от 01 января 1801 года. По крайней мере, это было возможно в отношении торговых товариществ, т.е. подпадающих под действие Устава Торгового.

    После 1906 года был введён общий явочный порядок. На деле это был всё тот же разрешительный порядок: после подписания учредительного договора и формирования складочного капитала губернатору или городскому голове представлялся нотариально заверенный (!) устав будущего юридического лица. В течение месяца устав рассматривался, после чего выносилось решение о регистрации или отказе от регистрации.
    Это чем-то очень сильно напоминает наши нынешние порядки. В конце концов, отказ в государственной регистрации можно трактовать как волеизъявление государственного органа (ведь регистрирующие органы далеко не всегда отказывают из-за не там поставленной галочки), а это уже разрешительный порядок.

    Как можно заметить, реальность немного обгоняла законодательство Российской Империи, с другой стороны, та динамика предпринимательской жизни и количество субъектов рыночных отношений, которые были в те времена, не требовали регистрации ООО за 3 дня.
    Такое же отставание обнаруживается и сегодня. По крайней мере, наш законодатель хотя бы старается привести корпоративное законодательство в соответствие с реальным положением дел, а мы же, бесконечно терпеливые и добрые, позволяем косноязычию и недальновидности проверять на прочность несчастный российский бизнес.

    Поскольку корпоративное законодательство в Российской Империи только начало формироваться в самостоятельный институт уже к закату существования государства, оказалось сложным воспользоваться багажом дореволюционных норм. Самой популярной организационно-правовой формой юридического лица является ООО, неизвестное дореволюционному праву. Товарищества составляют занятную редкость, а акционерные общества из масштабных проектов превратились в способ растаскивания государственного имущества (негласная приватизация, которая началась еще до распада СССР, сопровождалась образованием ЗАО на базе государственных предприятий) или в имиджевый ход.
    Да и явный разрешительный порядок смотрится совершенно устаревшим.
    Впрочем, смогло ли бы право Российской Империи принять вызов ХХ века, мы уже никогда не узнаем.

    ______________________________________________
    В статье были использованы:
    - материалы из диссертации Стукаловой Ю.В. - "Юридические лица как субъекты предпринимательскойдеятельности в России XIX - начала XX века: историко-правовое развитие и теоретическое осмысление";
    - материалы с сайта http://rezanov.krasu.ru/commander/rak3.php

    Mod.Ch.
    regafaq.ru
     
    myrz, СЦОП, amd и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей