Как ликвидировать детский сад и переподчинить его другому детскому саду?

Тема в разделе "Общие вопросы о праве и бухгалтерском учёте", создана пользователем Markus, 18 дек 2022.

  1. Markus

    Markus Завсегдатай

    Регистрация:
    25 мар 2015
    Сообщения:
    13.593
    Симпатии:
    8.309
    Как ликвидировать детский сад и переподчинить его другому детскому саду?

    12 декабря 2022

    Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. В рассматриваемом же случае, как мы поняли из вопроса, прекращение деятельности одного из детских садов, каждый из которых создан в форме муниципального бюджетного учреждения, не планируется. Напротив, предполагается, что он продолжит выполнять свои функции в качестве филиала другого детского сада на прежней материальной базе практически с тем же составом сотрудников. В связи с изложенным в данной ситуации следует говорить не о ликвидации детского сада, а о его реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу, поскольку в этом случае к последнему переходят права и обязанности присоединенного детского сада (п. 3 ст. 58 ГК РФ).
    В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом. Положения п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) также предусматривают, что некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом и другими федеральными законами. При этом реорганизация некоммерческой организации согласно п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ может быть осуществлена в том числе в присоединения.
    Анализ приведенных норм, а также иных положений гражданского законодательства, посвященных реорганизации юридических лиц и правовому положению бюджетных учреждений, позволяет выделить следующие основные этапы присоединения одного бюджетного учреждения к другому.

    1. Принятие решения о реорганизации

    В силу п. 2.1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ решение о реорганизации муниципального бюджетного учреждения принимается и реорганизация проводится в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации. Так, согласно п. 3.1 Положения о порядке создания реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений Венгеровского района Новосибирской области, утвержденного постановлением Администрации Венгеровского района от 26.09.2017 N 190-ПА (далее - Положение), которое на основании п. 1.2 этого Положения распространяется на образовательные учреждения всех типов, решение о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения принимает учредитель на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. При этом под учредителем п. 1.4 Положения понимает Администрацию Венгеровского района (далее - Администрация).
    Таким образом, из приведенных норм следует, что принятию решения о реорганизации муниципального учреждения дошкольного образования, каковым является детский сад, должно предшествовать получение положительного заключения комиссии. Указанная комиссия формируется на основании распоряжения Администрации (п. 3.3.2 Положения). В адрес председателя данной комиссии Администрация, выступившая инициатором реорганизации, направляет пояснительную записку, содержащую полное наименование образовательного учреждения, адрес его места нахождения, основные цели деятельности; обоснование целесообразности реорганизации или ликвидации образовательного учреждения; финансово-экономическое обоснование предлагаемых изменений; оценку социально-экономических последствий реорганизации или ликвидации образовательного учреждения, а также рекомендации органа государственно-общественного управления образовательного учреждения (п. 3.3.3 Положения). Критерии оценки комиссией последствий принятия решения о реорганизации и действия комиссии по изучению эффективности планируемых в результате этой реорганизации изменений приведены в пп. 3.3.4-3.3.5 Положения. На проведение экспертизы комиссии отводится срок не более одного месяца (п. 3.4 Положения).
    В случае наличия положительного заключения экспертизы подготавливается проект постановления Администрации о реорганизации, к которому в обязательном порядке прилагаются экспертное заключение; планируемые меры по обеспечению прав обучающихся на получение образования в других образовательных учреждениях (например, в учреждении, к которому в результате реорганизации производится присоединение другого учреждения); планируемые расходы на реорганизацию образовательного учреждения и погашение её кредиторской задолженности (если таковая имеется) (п. 3.5.3 Положения).
    Отметим также, что в соответствии с п. 3.5.1 Положения реорганизация муниципального образовательного учреждения может осуществляться лишь по окончании учебного года.

    2. Подача в регистрирующий орган уведомления о реорганизации

    В соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 60 ГК РФ и п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. Данное уведомление должно направить то из реорганизуемых бюджетных учреждений, на которое указанная обязанность возложена решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.
    С учетом того, что на бюджетные учреждения не распространяются положения ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ об особенностях государственной регистрации некоммерческих организаций, такое заявление подается в общем порядке в органы ФНС по форме N P12003, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.

    3. Уведомление кредиторов унитарного предприятия

    Осуществляется после внесения записи о реорганизации в ЕГРЮЛ путем двукратной, с периодичностью один раз в месяц, публикации в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомления о реорганизации. В рассматриваемой ситуации такое уведомление публикуется тем бюджетным учреждением, на которое такая обязанность возложена решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований (абзац второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).
    Следует отметить, что п. 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ также предусматривает, что реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления в ФНС уведомления о начале процедуры реорганизации, в письменной форме индивидуально уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации.

    4. Составление необходимых документов, внесение изменений в учредительные документы учреждения, к которому производится присоединение

    В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При этом составление передаточного акта, фиксирующего переходящие права и обязанности юридического лица, законом при присоединении не предусмотрено, в отличие о разделения и выделения (п. 3 и п. 4 ст. 58 ГК РФ). На это указывают также разъяснения, данные в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство. Тем не менее закон не запрещает реорганизуемым бюджетным учреждениям составить передаточный акт в добровольном порядке.
    Также в силу буквального прочтения п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ реорганизуемые бюджетные учреждения должны заключить между собой договор о присоединении. Содержание указанного договора законом прямо не регламентировано, поэтому можно воспользоваться Примерной формой договора присоединения для бюджетных учреждений (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
    Помимо этого, в целях дальнейшего функционирования на базе присоединяемого учреждения филиала учреждения, к которому производится присоединение, необходимо принять решение о создании такого филиала и внести изменения в учредительные документы юридического лица, к которому производится присоединение, содержащие сведения об этом филиале (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ)*(1).

    5. Представление документов на государственную регистрацию

    После завершения всех организационных мероприятий, связанных с реорганизацией, в ФНС на основании п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, п. 21 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@, представляются:
    1) заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме N Р12016, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. Подпись на заявлении должна быть нотариально засвидетельствована, за исключением случаев, предусмотренных п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ;
    2) договор о присоединении;
    3) передаточный акт (в том случае, если он все же был составлен).
    Также для государственной регистрации изменений в устав учреждения, к которому осуществляется присоединение, в части положений о филиале, а также для отражения сведений об этом филиале в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, подп. н п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ) следует подать и заявление по форме N Р13014, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. К такому заявлению прилагаются:
    1) решение уполномоченного органа о внесении изменений в устав (или об утверждении устава в новой редакции);
    2) изменения, вносимые в устав учреждения, либо устав в новой редакции - в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением). В случаях, предусмотренных федеральным законом, вместо изменений, внесенных в учредительный документ, представляется заявление о госрегистрации, указанное выше, содержащее текст изменений, вносимых в учредительный документ;
    3) документ об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), за исключением случаев, когда государственная пошлина не уплачивается или когда документ об уплате может не представляться*(2).
    Напомним, что в силу части пятой ст. 75 ТК РФ реорганизация организации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Вместе с тем часть шестая ст. 75 ТК РФ предусматривает право работника отказаться от продолжения работы в связи с реорганизацией, и в этом случае договор с ним прекращается. Помимо этого, при реорганизации в форме присоединения одного учреждения к другому может потребоваться сокращение ряда должностей присоединяемого учреждения (например, должности его руководителя). В этом случае следует соблюдать требования трудового законодательства, которые предъявляются к порядку сокращения численности и (или) штата работников*(3).
    Кроме того, при реорганизации образовательной организации в форме присоединения вносятся изменения в реестр лицензий на ведение образовательной деятельности, которое осуществляется на основании лицензий реорганизуемых организаций, а в запись о лицензии организации, к которой производится присоединение, также вносятся сведения о созданном филиале образовательной организации (ч. 4 и ч. 7 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    кандидат юридических наук Широков Сергей


    Ответ прошел контроль качества

    27 ноября 2022 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    -------------------------------------------------------------------------
    *(1) Более подробно о процедуре создания филиала смотрите Энциклопедию решений. Создание и ликвидация филиала учреждения (для бюджетной сферы) (ноябрь 2022).
    *(2) Установленную законом пошлину можно не уплачивать, в частности, при направлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для совершения регистрационных действий, в форме электронных документов (подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ). Это касается подачи документов через сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через МФЦ или нотариуса (информация ФНС России от 15.01.2019, письма ФНС России от 18.07.2019 N ГД-4-19/14001@, Минфина России от 16.04.2019 N 03-05-04-03/26952, от 21.10.2020 N 03-05-04-03/91632, разъяснения специалистов ФНС России на официальном сайте Службы).
    *(3) Более подробно об этом смотрите Энциклопедию решений. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников (ноябрь 2022).
    https://www.garant.ru/consult/civil_law/1590336/
     
    Reg-order нравится это.

Поделиться этой страницей