Эксперты НОСТРОЙ: поправки в Градкодекс можно принять с учетом замечаний СРО-сообщества

Тема в разделе "Лицензирование и СРО", создана пользователем Artemius, 1 июн 2016.

  1. Artemius

    Artemius Допуски СРО и Лицензии

    Регистрация:
    23 апр 2014
    Сообщения:
    263
    Симпатии:
    116
    Глава НОСТРОЙ Андрей Молчанов подписал заключение Экспертного Совета Национального объединения строителей на поправки Минстроя в Градкодекс. Заключение экспертов отправлено в Государственно-правовое управление Президента РФ и Комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству.

    Напомним нашим читателям, что полное официальное название этого документа, вызвавшего столь много споров в СРО-сообществе - законопроект № 938845-6: «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования». В случае его принятия, саморегулирование в сфере строительства ждут кардинальные изменения.

    Законопроект № 938845-6 был одобрен Госдумой в первом чтении еще в 2015 году. Но Минстрой для второго чтения разработал весьма серьезные поправки, которые правительство РФ должно рассмотреть и внести для принятия в Госдуму еще до завершения ее весенней сессии.

    Как сообщает пресс-служба НОСТРОЙ, заключение подготовлено по итогам работы экспертов с поступившими от СРО замечаниями и предложениями по законопроекту. Предварительное обсуждение поправок состоялось в Аппарате НОСТРОЙ 23 мая 2016 года, а затем – в Минстрое 24 мая 2016 года с привлечением представителей СРО и профсообщества. 26 мая 2016 года Экспертный Совет НОСТРОЙ утвердил заключение вместе с подготовленной им по итогам дискуссии таблицей поправок. Перечислим основные пункты этого документа:

    «Экспертный Совет отмечает ряд положительных инициатив, ранее высказанных профессиональным сообществом, по реформированию системы саморегулирования в сфере строительства. В частности. Экспертный Совет считает своевременным введение национального реестра специалистов строительной отрасли, установление регионального принципа формирования саморегулируемых организаций, урегулирование вопросов разработки и утверждения стандартов национальными объединениями саморегулируемых организаций, обеспечение принципа открытости при формировании и сохранении средств компенсационного фонда, организацию третейского судопроизводства для разрешения корпоративных споров в сфере саморегулирования. …

    Экспертный Совет считает, что отдельные положения Проекта поправок вступают в противоречие с действующими правовыми нормами и принципами, несут риски нарушения прав и законных интересов саморегулируемых организаций… и их членов и требуют доработки. Основными замечаниями к Проекту поправок являются:

    1. Не установлены границы специальной правоспособности лиц при осуществлении работ по инженерным изысканиям, проектированию и строительству, возникающей при вступлении в СРО. …

    Предлагаемая редакция части 2, 21 статьи 52 ГрК РФ устанавливает необходимость членства в СРО для выполнения работ по договору подряда с определенным кругом лиц. При этом не определен перечень видов строительных работ, которые член СРО вправе выполнять. …

    Частью 3 статьи 558 ГрК РФ в редакции Проекта поправок устанавливается, что член СРО приобретает право выполнять работы по договору строительного подряда, заключаемому на конкурсной основе, если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение конкурса (аукциона) является обязательным, при соблюдении в совокупности следующих условий: а) наличия у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 554 и 5516 ГрК РФ; б) если совокупный размер обязательств по указанным договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 или 13 статьи 5516 ГрК РФ. …

    Данная юридическая конструкция противоречит положениям статьи 49 ГК РФ. … Целесообразно установить, что членом саморегулируемой организации в сфере строительства является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, не являясь субподрядчиком, лично или с привлечением субподрядчика, в том числе застройщик, а также технический заказчик.

    2. Предусмотрены необоснованные экономические преференции государственным и муниципальным заказчикам и созданным ими юридическим лицам. …

    Отсутствие обязанности членства в СРО для юридического лица, основанного на государственной и муниципальной собственности, противоречит принципу равенства экономических субъектов и запрету на недобросовестную конкуренцию, предусмотренному статьей 34 Конституции Российской Федерации, статьям 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Исключение может быть создано только для государственных и муниципальных учреждений, которые в соответствии с ГК РФ создаются для осуществления государственных и муниципальных функций и не ведут предпринимательскую деятельность.

    3. Механизмы формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств урегулированы не в полной мере.

    Статьей 5516 ГрК РФ в редакции Проекта поправок предусматривается необходимость формирования компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств формируется членами саморегулируемой организации, которые планируют участвовать в конкурсах (аукционах) на право выполнения строительных работ, в случаях, если проведение таких конкурсов (аукционов) является обязательным. При этом законодательством Российской Федерации устанавливаются и другие процедуры выбора подрядчика, например, закупка у единственного поставщика. Ответственность членов саморегулируемых организаций по договорам, заключенным в порядке таких процедур, не будет обеспечиваться фондом обеспечения договорных обязательств. …

    Проект поправок предусматривает необходимость восполнения компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств членами СРО на дату заключения договора, по которому производится взыскание (на дату заключения договора взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств по этому договору уже были внесены). Необходимость восполнения компенсационного фонда возникнет уже после выплаты компенсации по данному договору, что приведет к необоснованной двойной нагрузке для субъекта предпринимательской деятельности.

    4. Не в полной мере урегулированы вопросы размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций.

    Несмотря на то, что предлагаемые новеллы направлены на повышение защиты средств компенсационного фонда, остаются неурегулированными вопросы статуса этих средств в случае отзыва лицензий у кредитных организаций, на специальных счетах которых были размещены указанные средства. В этой связи необходимо дополнить Проект поправок нормой об исключении средств компенсационных фондов из конкурсной массы кредитных организаций, признанных в установленном порядке несостоятельными (банкротами) либо подлежащих принудительной ликвидации.

    Проектом поправок (статья 2) предлагается … обязанность всех СРО в срок до 01.11.2016 разместить средства компенсационного фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Однако при этом не урегулированы вопросы размещения средств компенсационного фонда, находящихся в кредитных организациях, признанных несостоятельными (в случае их невозврата саморегулируемым организациям до 01.11.2016 из конкурсной массы банкрота в ходе процедуры конкурсного производства). Урегулирование данной проблемы представляется крайне важным и необходимым. …

    Проектом поправок предусмотрено, что снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда, возникшее в результате обесценивания финансовых активов, в которые вложены средства компенсационного фонда, влечет обязанность внесения дополнительных взносов со стороны членов СРО с целью пополнения компенсационного фонда. При этом порядок инвестирования средств компенсационного фонда, а также активы, в которые могут быть инвестированы средства компенсационного фонда, определяются не СРО, а Правительством Российской Федерации. …

    Кроме того, Проектом поправок не предусмотрено регулирование вопросов возможности и источников финансирования оплаты комиссионного вознаграждения за управление управляющими компаниями средствами компенсационных фондов. Также представителями профессионального сообщества отмечается целесообразность предоставления права саморегулируемым организациям использовать часть доходов полученных от размещения средств компенсационного фонда для обеспечения их контрольной деятельности.

    5. Не установлены механизмы участия СРО при заключении договора и предварительной оценке возможности члена СРО исполнить контракт.

    Вносимая новелла о создании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств не подкреплена нормами, устанавливающими дополнительный контроль за членами СРО, исполняющими такие договоры, механизм участия СРО в заключении договора и в предварительной оценке возможности члена СРО исполнить контракт, а значит СРО не сможет способствовать улучшению качества работ и своевременности исполнения таких контрактов. … Считаем, что наличие отрицательного заключения в отношении о возможности своего члена выполнять те или иные работы в соответствии с его специализацией может явиться основанием для заказчика отказать в заключении контракта, что будет способствовать снижению недобросовестной конкуренции.

    6. Недостаточно проработан механизм ответственности саморегулируемых организаций за причинение вреда третьими лицами и за невыполнение членами СРО договорных обязательств.

    Вносимая новелла об отмене свидетельств о допуске для организаций, которые не заключают прямых договоров подряда с заказчиками, должна предполагать возложение ответственности за вред перед третьими лицами на организации, для которых сохраняется обязательное членство в СРО. Однако она не обеспечена нормами, в действительности возлагающими на них такую ответственность, что означает, что ответственность за причинение вреда несут строительные организации, для которых членство в СРО не является обязательным. Таким образом, саморегулирование перестает выполнять основную цель по предупреждению причинения вреда и обеспечению качества работ.

    Введение ответственности саморегулируемых организаций за неисполнение их членами обязательств по договорам, в том числе заключаемых на конкурсах (аукционах) в случаях, когда в соответствии с законодательством такие договоры заключаются по итогам указанных процедур, не обеспечено встречным правом СРО повлиять на возможность наступления такой ответственности. Таким образом, в случае сговора заказчика и члена СРО возможно умышленное нарушение условий договора с целью получения возмещения из средств компенсационного фонда СРО, которое не имеет возможности предотвратить наступление указанных последствий. …

    7. Некорректно формулируются условия сохранения статуса СРО при реализации регионального принципа их формирования.

    Вносимая Проектом поправок новелла о наличии у СРО минимального количества членов по принципу региональности не обеспечена нормами, устанавливающими обязанность компаний вступать в СРО по такому же региональному принципу, что неизбежно приведет к невозможности реализации ключевых принципов саморегулирования в регионах с небольшим количеством строительных организаций.

    Проектируемая Проектом поправок статья 554 ГрК РФ предусматривает требования к количественному составу для саморегулируемой организации в области строительства в виде ста членов. При этом члены саморегулируемой организации должны быть зарегистрированы… в том же субъекте Федерации, что и саморегулируемая организация, членами которой они являются. Данное требование региональности не распространяется на принимаемых членов СРО свыше минимального количества, которое установлено Проектом поправок.

    Таким образом, свыше минимально установленного количества членов саморегулируемая организация может принимать членов, зарегистрированных на территории других субъектов Федерации. … Кроме этого не урегулированы вопросы перехода и сохранения членства в саморегулируемой организации при реализации принципа региональггости, в том числе вопросы функционирования профильных саморегулируемых организаций (лифтовики, инженерные системы и др.) …

    8. В тексте содержатся отсылочные нормы к Федеральному закону от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в части, не урегулированной данным Федеральным законом в его действующей редакции.

    Законопроектом предлагается определять основания для прекращения членства в саморегулируемой организации, перечень мер дисциплинарного воздействия, применяемых саморегулируемой организацией в отношении своих членов, функции национальных объединений саморегулируемых организаций в соответствии с нормами Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Однако Федеральный закон № 315-ФЗ соответствующих норм не содержит, либо их содержание принципиально отличается от содержания проектируемых норм ГрК РФ. …

    Экспертный Совет предлагает внести изменения и дополнения в Проект поправок на основе Таблицы поправок, являющейся приложением к настоящему заключению, разработанной по итогам публичного обсуждения с участием представителей саморегулируемых организаций в области строительства. … Экспертный Совет считает возможным рассмотрение Государственной Думой проекта поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту № 938845-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс …» при условии его доработки, устранению имеющихся коллизий, в том числе с учетом изложенных замечаний и предложений».

    Источник
     

Поделиться этой страницей